Чалма, тюрбан - Форум — Форум о Турции - Мой дом Турция - BENİM EVİM TÜRKİYE
Türkçe:
Форма входа
логин
пароль
Наш опрос
Говорите ли Вы в своей повседневной жизни по-турецки?
Всего ответов: 4017

Конвертер валют
Новости сайта
Проблемы с сервером
Почему возникают проблемы? Что делать? Это только у меня или у всех?
Новый набор на курсы турецкого
Новый БЕСПЛАТНЫЙ курс турецкого стартует 15 сентября! Не пропустите!
Авторские права на тексты
Яндекс на защите авторских прав сайта "Мой дом - Турция"
Все новости
Погода в Турции
Статистика
Пользователи
Гости сайта

Сегодня нас посетили:

Новое на форуме · Правила форума · Поиск по подфорумам · RSS

Страница 1 из 11
Модератор форума: Sandra 
Форум » Религия » Ислам » Чалма, тюрбан
Чалма, тюрбан

Angel-A

Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.03.2011, 18:48 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 1936
Награды: 4
Репутация: off
Чалма (тюрк.)


чалма эмира

1. Мужской головной убор, выполненный из длинного узкого полотнища ткани, обернутой вокруг головы; носят обычно поверх фески или тюбетейки. В прошлом была распространена среди исповедующих ислам народов Северной Африки, Передней, Южной и Средней Азии и др. Чалму в Индии и Пакистане носят без дополнительного головного убора. У разных народов чалма отличается по цвету, размерам, величине, по способу обертывания вокруг головы и по качеству ткани. Эти различия указывают не только на национальную, но и социальную принадлежность владельца (например, зеленую чалму носят лица, считавшиеся потомками пророка, или люди побывавшие в Мекке; белую чалму - все остальные мусульмане).



2. Современный женский драпированный головной убор. В результате драпировки линия нижнего края чалмы спереди приподнята над лбом, а с боков находит на уши. 3. Разновидность миткали, характеризуется разреженной структурой, легкая (45-80 г/м2).

Похожие статьи:

  • Эшарп (Турецкий женский платок)
  • Абайя (Мусульманское женское платье)
  • Хиджаб
  • Фес или Феска
    Прикрепления: 8000153.jpg(63Kb) · 1192806.jpg(76Kb)


    ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли
  • Оффлайн/ Off- line

    Angel-A

    Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.03.2011, 18:50 | Сообщение # 2
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1936
    Награды: 4
    Репутация: off


    чалма бедуина

    чалма средняя азия
    Прикрепления: 2605160.png(322Kb) · 1206086.jpg(48Kb) · 5076636.jpg(84Kb)


    ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли

    Сообщение отредактировал Angel-A - Суббота/ Cumartesi, 26.03.2011, 18:52
    Оффлайн/ Off- line

    Angel-A

    Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.03.2011, 18:54 | Сообщение # 3
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1936
    Награды: 4
    Репутация: off


    Прикрепления: 5602748.jpg(40Kb) · 2900211.jpg(15Kb) · 9413453.jpg(28Kb)


    ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли
    Оффлайн/ Off- line

    Angel-A

    Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.03.2011, 18:56 | Сообщение # 4
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1936
    Награды: 4
    Репутация: off


    Прикрепления: 6522679.jpg(35Kb) · 9285314.jpg(32Kb) · 4309329.jpg(146Kb)


    ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли
    Оффлайн/ Off- line

    Angel-A

    Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.03.2011, 19:06 | Сообщение # 5
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1936
    Награды: 4
    Репутация: off
    Данный головной убор упоминается как: чалма, тюрбан, čalma, turban, tolipane, tolliban, tulbant, tolibant, tulipan, tulipant, dulipan, turribant, turbanto, turbant, turben и так далее...
    Обычай голову покрывать существует до сих пор. Тряпка на голове трансформировалась в у одних в кидар, клобук — у других в чалму... Еще пишут что чалма одевается поверх тюбетейки, фески, может и шапки.
    Чалма, есть не что иное, как символ духовной зрелости мусульманина и соответствия ее обладателя Исламским понятиям чести. Кстати есть такая гипотеза что, как только тюрбан стал признаком исламизма, он исчез у христиан.

    Одна из традиционных версий: что чалма признак богатства и власти

    Чалма - это еще и БОЛЬШОЙ такой кусок шелковой ткани. Недешевой между прочим. И чалма запросто выступает не как символ ислама - а как символ богатства и экономических успехов хозяина. В частности, если пользоваться сведениями от том, что чалма - свидетельство зрелости, - то это вполне интерпретируется как символика того, что человек уже вполне состоялся, зарабатывает себе на чалму. С ним можно иметь дело. Это не прощелыга какой-то.

    Несколько позже с развитием суконной промышленности Западная европа обзавелась новым символом - ШЛЯПОЙ. И это тоже был не религиозный символ, а именно символ экономической зрелости. Потерять шляпу было чем-то вроде бесчестья. Спрос на шелк для чалмы исчез. И чалма осталась национальным головным убором наследницы византийской шелковой промышленности - турецкой империи, которая патронировала основную часть исламских земель. Причем в метрополии империи чалма уже вышла из моды. Там стали щеголять в фесках. А ставшая со сременем вполне доступной по доходам чалма - стала приличным головным убором турецкой провинции - арабского мира. Вот тогда чалма и превратилась для европейского наблюдателя в АТРИБУТ исламского мира. В отличительную особенность мусульманских пиратов Алжира и Туниса. Превратилась в нормативный единообразный головной убор мусульманских священнослужителей. Мусульманские имамы ничем не луше своих католических и православных собратьев. Тоже институализировали религию. И им потребовалось единообразие одеяний. Есть достойный головной убор чалма, - пусть будет чалма. Причем не как просто чалма, а как ЗЕЛЕНАЯ чалма. Чалма стала и традиционным, отличительным головным убором ЯЗЫЧНИКОВ-туарегов в Алжире. Причем для туарегов опять-таки важнейшим символом оказалась не форма головного убора, а цвет - синий. Чалма на востоке пересекла границы исламского мира и, вместе с нацепленным драгоценным камнем, стала символом богатства и власти в индуистской части Индии. Обратим внимание - опять-таки БОГАТСТВА и ВЛАСТИ. А не религии.

    Рембрандт Харменс ван Рейн - Аман узнает свою судьбу

    А вот Россия на шляпы перешла будничным порядком. Шляпа не стала никаким символом. Только соответствующим моде(цилиндр) или воинским нормативам(треуголка) головным убором. И достоверно православные русские помещики с удовольствием сибаритствовали в чалмах. Опять-таки - как в атрибуте богатства и восточной роскоши. Шелковый халат, ковры, кальян, чалма. 19 век. Засвидетельствован русскими художниками. Причем фамилии щеголяющих в чалмах помещиков - в названии портретов.

    и ... Разин

    Прикрепления: 9540380.jpg(48Kb) · 5456241.jpg(145Kb) · 8756445.jpg(38Kb)


    ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли

    Сообщение отредактировал Angel-A - Суббота/ Cumartesi, 26.03.2011, 19:07
    Оффлайн/ Off- line

    Angel-A

    Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.03.2011, 19:08 | Сообщение # 6
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1936
    Награды: 4
    Репутация: off
    В современном толковом словаре пример употребления термина в значении "чалма" относится только к концу XIX века. Однако это произошло гораздо раньше: чтобы первое значение термина, употребляющегося сейчас многими народами Средней Азии, успело столь широко распространиться, а его первоначальный смысл — полностью забыться, должно пройти немало времени. В современных словарях старое значение даже не указывается.
    Наматывание чалмы производится всегда одинаково, одним и тем же способом. Полосу ткани, скрученную нетугим жгутом, берут в правую руку и начинают наматывать от левого уха, оставляя около него свободно свисающий на плечо конец, так называемый фач. Намотав чалму, фач обычно поднимали вверх и затыкали за складки ткани. Лишь при совершении намаза фач опускали на грудь.

    Учёным не известно, когда начали носить чалму народы Средней Азии. Древнейшие предки населения основанного не ранее IV века до нашей эры под названием Мараканда на земле нынешнего Самарканда, как сообщал древнегреческий историк Геродот, ходили в высоких войлочных колпаках. В средние века головным убором самаркандцев была уже чалма. Китайский монах Чань-Чунь, побывав в Самарканде (1221 год), сообщал о том, что там "простой народ вместо шапки обёртывает голову куском белого полотна. Таков же головной убор духовенства".

    Как обычный головной убор мужчин чалму носили узбеки (кроме Хорезма), таджики, белуджи, арабы и цыгане-люли. В особенности она была распространена у горожан, хотя далеко не в равной степени в разных районах Средней Азии.


    ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли
    Оффлайн/ Off- line

    Angel-A

    Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.03.2011, 19:13 | Сообщение # 7
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1936
    Награды: 4
    Репутация: off
    Как завязывать чалму

    Настоящая чалма завязывается, конечно, очень сложно. Для освоения такого способа понадобится время и терпение. По предложенному далее описанию можно завязать на голове имитацию чалмы, которая будет очень красиво выглядеть, несмотря на простоту ее завязывания.

    Первый.
    Длинный платок, скорее даже палантин, следует накинуть на голову так, чтобы один конец был коротким, а другой очень длинным.

    Завести концы назад. Короткий конец должен быть такой длины, чтобы осталась возможность переплести оба конца между собой, как показано на рисунке, при этом оба конца переплетаются между собой лишь вначале, потом крутится жгут из длинного конца.

    Дойдя до начала жгута, заправляем второй конец в образованную жгутом петлю и, пропустив через нее, красиво расправляем конец на спине.

    Второй. Можно начать крутить жгут не сзади головы, а спереди, для этого платок следует накинуть «задом наперед». В этом случае жгут, заправленный под его начало, не пропускают сквозь петлю, а оставляют заправленным. Данный способ подойдет для более короткого платка.

    Можно вязать таким способом платок любой расцветки, но однотонная ткань подчеркнет красоту складок жгута.

    Историческая справка

    Вообще чалма имеет две разновидности, В Бухаре они имеют разные названия. Большая чалма предназначена для парадных случаев, обычно она белого цвета. Большая чалма имеет название «дастор», Вторая разновидность — маленькая чалма, которая представляла собой длинный кусок материи, который в зависимости от обстоятельств мог использоваться и в качестве кушака. Эта чалма называется «фута».

    Если обратиться к средневековому толковому словарю, то этим словом почему-то обозначается корзина. Возможно, это произошло потому, что в Бухаре времен XVIII в. у женской чалмы имелся плетеный каркас, В Самарканде в начале XX в. чалма называлась «салла», Вариант этого слова звучит как «саллата», что в переводе с новосогдийского языка означает женский головной платок.

    Так, родственные варианты названия женской чалмы обозначают в первом случае «плат», то есть женский платок, а во втором — женскую чалму.


    ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли
    Оффлайн/ Off- line

    Angel-A

    Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.03.2011, 19:50 | Сообщение # 8
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1936
    Награды: 4
    Репутация: off
    Немного из истори до наших дней...

    Тюрбанный шлем — вид шлема цилиндроконической формы, распространённого в странах Азии.Восточная женщина, с головы до пят укутанная в роскошные пестрые ткани, издревле привлекала и манила европейских мужчин своей неприступностью и сокрытой под слоями текстиля загадкой: распаленное воображение дорисовывало все остальное. В наш век, когда наряды современных миледи становятся все короче и откровеннее, сильный пол все сильнее тянУчёным не известно, когда начали носить чалму народы Средней Азии. Древнейшие предки населения основанного не ранее IV века до нашей эры под названием Мараканда на земле нынешнего Самарканда, как сообщал древнегреческий историк Геродот, ходили в высоких войлочных колпаках. В средние века головным убором самаркандцев была уже чалма. Китайский монах Чань-Чунь, побывав в Самарканде (1221 год), сообщал о том, что там "простой народ вместо шапки обёртывает голову куском белого полотна. Таков же головной убор духовенства".

    Как обычный головной убор мужчин чалму носили узбеки (кроме Хорезма), таджики, белуджи, арабы и цыгане-люли. В особенности она была распространена у горожан, хотя далеко не в равной степени в разных районах Средней Азии.

    Бухару можно было считать классическим городом как по обязательности ношения чалмы мужчинами, так и по разнообразию её видов и способов навёртывания. Причина такого явления, несомненно, — особое положение столицы с её придворным бытом, многочисленным служилым сословием и представителями феодальной аристократии. В этой среде создавались более благоприятные условия для дифференциации костюма и разнообразия его форм. Появились даже специалисты по навёртыванию чалмы — дасторбанд.

    Фергана представляла собой картину прямо противоположную; несмотря на то что чалма существовала и там, ферганцы ходили чаще в одной тюбетейке (так же как и уйгуры).
    В дореволюционном Самарканде чалма была обязательна. Показаться на улице без неё решались только очень бедные люди, не заботящиеся уже о своём достоинстве.
    Нередко мужчины, главным образом старики, даже дома зимой оставались в чалме или, снимая выходную, наматывали на голову небольшую домашнюю чалму, заменяя её иногда сложенным в несколько раз квадратным поясным платком (мийонбанд). Так как меховые шапки в Самарканде носили редко, чалма была для многих единственным тёплым головным убором.

    По мнению известного востоковеда Дози, цитируемого Н.Я.Марром, чалма среди всех мусульман считается признаком авторитета и почёта. Такое же значение она имела и в Самарканде. Её повязывали мальчику в первый раз в день обрезания, которое совершалось в возрасте от 5 до 11 лет, а иногда и ещё раньше.

    Повязывание чалмы во время обрезания обрядового значения не имело: она составляла часть полного праздничного костюма. После обрезания у мальчика оказывалась своя собственная чалма. В дальнейшем её повязывали мальчику по торжественным случаям: на годовые праздники, отправляясь в гости и т.п.

    Однако некоторые набожные старики или представители духовенства считали, что надевание на мальчика чалмы при обряде обрезания означало приобщение к исламу. Чалма, по их мнению, необходима для совершения намаза, участвовать в котором мальчик получал право только тогда, когда "его руки станут чистыми", то есть после совершения обрезания. Люди этого круга говорили, что чалма является обязательной частью костюма всякого мусульманина, потому что её носил сам Мухаммад.

    Чалма делилась в основном на два вида, которые в Бухаре отличались и по названию: большая — парадная, выходная чалма, обычно белая, называлась дастор (видимо, это был основной таджикский термин, обозначающий чалму), и маленькая чалма — вернее, длинный кусок материи, который мог служить и чалмой, и кушаком, — называлась фута. В Самарканде конца XIX — начала ХХ века в быту чалму называли "салла". Однако в средневековом толковом словаре для этого слова даётся только значение "корзина", причём сказано, что это "по-тюркски". То же значение имеет термин "салла" в современном таджикском толковом словаре.

    В современном толковом словаре пример употребления термина в значении "чалма" относится только к концу XIX века. Однако это произошло гораздо раньше: чтобы первое значение термина, употребляющегося сейчас многими народами Средней Азии, успело столь широко распространиться, а его первоначальный смысл — полностью забыться, должно пройти немало времени. В современных словарях старое значение даже не указывается.

    Почему на чалму перенесено название, обозначавшее прежде всего корзину, не ясно. Но в этой связи небезынтересно упомянуть, что в Бухаре середины XVIII века чалма, правда, женская, имела плетёный каркас.

    Возможно, впрочем, и другое происхождение термина "салла": его вариант — саллата — в новосогдийском языке обозначал "женский головной платок". Может быть, генезис этого термина идёт из согдийского языка? Если два его варианта (салла и саллата) родственны, то можно предположить, что первоначально термин мог означать "плат" — кусок ткани вообще (как термин локи, который в Горном Таджикистане обозначал платок, в Самарканде середины XIX века — женскую чалму).

    Термин "фута" пришёл в Среднюю Азию через арабский язык. По мнению одного из исследователей, он происходит из Индии. Фута — это кусок ткани, предназначенный для обёртывания той или иной части тела — головы, поясницы или для накидывания на голову. В последнем значении оно вошло в русский язык (фата невесты).

    Употребление термина "фута" в Самарканде и Бухаре имеет некоторые отличия: в первом он обозначает прежде всего кушак, который мог использоваться и для чалмы; в Бухаре фута — это маленькая чалма, которая иногда может повязываться как кушак.

    В Самарканде конца XIX — начала ХХ века чалмы различались лишь сортом ткани, способы же наматывания были почти одинаковы. Как общий признак городского способа наматывания в отличие от кишлачного можно отметить большую плотность при укладывании складок чалмы, поэтому она получалась меньших размеров. В селениях же чалма имела несколько бесформенный вид.

    Для чалмы использовались специальные ткани, на выработке которых специализировались ткачи (саллабоф). В Самарканде — одном из главных центров ткачества — это было крупное подразделение ткацкого ремесла, имевшее отдельного аксакала — старшину торгового ряда. Больше всего ценились шёлковые чалмы, известные под названием пешаварские (пешовури). Они были двух расцветок — светло-голубые в мельчайшую клеточку, из пряжи белого и голубого цветов, и серые различных оттенков. Реже встречались тёмно-синие. По кромке шли гладкие полосы на первых белого, на вторых — чёрного, на третьих — синего цвета шириной пять сантиметров. Концы чалмы украшались несколькими поперечными полосами. Такие шёлковые чалмы стали изготавливаться в Самарканде в 70-80-х годах XIX века. Название показывает, что описываемые чалмы были заимствованы из Пешавара. Их носили богатые люди, покупали их женихам к свадебному костюму, который по обычаю готовила в подарок семья невесты. В повседневной жизни самаркандцы носили чалмы местной выработки из бумажной кустарной или фабричной пряжи, чаще всего голубые и синие, нередко в клеточку. Чалмы очень молодых юношей, особенно из кишлачного населения, были также клетчатыми, но красными. Представители старой интеллигенции и духовенства, а также люди преклонных лет носили чалмы белого цвета, предпочтительно из кисеи (дока), которую местные ткачи ткали из тонкой фабричной пряжи. Концы украшались одной или несколькими красными полосами. В Бухаре богатые люди — чиновники, аристократия и сам эмир — носили чалмы из тончайшей индийской кисеи. За лёгкость и невесомость их называли мисколи (от персидско-арабоского мискол — "золотник"). Чалмы мальчиков, покупавшиеся ко дню обрезания, нередко были из тончайшего полупрозрачного шёлка (калгай) малинового или жёлтого цвета, изготовлявшегося в Фергане. В Самарканде взрослые мужчины, в том числе женихи, таких чалм не носили.

    Иногда в качестве чалмы жених повязывался высоко ценившимся кашмирским шерстяным кушаком (футайи кашмири), в качестве такового входившим в женский похоронный костюм. В некоторых районах в чалму жениха втыкалась эгретка (ходж) ювелирной работы из позолоченного серебра, украшенная цветными стёклами, камнями и несколькими окрашенными в яркие цвета петушиными пёрышками. Эгретки носили, по-видимому, и в Бухаре.

    Простейшая чалма — несшитый кусок ткани, длинное полотнище материи, наматываемое в виде тюрбана вокруг тюбетейки или кулоха. Чалма была распространена по всему Востоку — от Египта до Индии, особенно у мусульманских народов. Однако она известна здесь с глубокой древности.

    В исламе предметы одежды всегда так или иначе регламентировались. В исторических трактатах отмечается, что одежда человека, начиная с головы, должна соответствовать мурувве — древнеарабскому понятию, обозначающему свод таких качеств, как доблесть, порядочность, верность своему племени. Чалме при этом издавна придаётся особое значение в арабо-мусульманском мире, в том числе и среди улемов (от арабского улема — учёный). Они ссылаются на хадисы — предания о деяниях и изречениях Пророка Мухаммада, в которых упоминается, что сам Пророк велел одевать чалму.

    В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, одевал чёрную чалму и её конец спускался на плечи. Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы пророка составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5-3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк подарил ближайшему сподвижнику — зятю и двоюродному брату Али.

    При основателях багдадского халифата Аббасидах наиболее распространённым стал чёрный цвет чалмы. С тех пор её размер, цвет и форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям — жёлтую, огнепоклонникам — красную. В случае неожиданной смерти человека его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали тело.

    Историки сообщают, что в Египте в XV-XVI веках самую большую чалму в стране носил султан. В ней он красовался на приёмах и других торжественных церемониях во дворце, причём, как правило, сидел, ибо пышный и увесистый головой убор мешал движению. Во время выходов к народу верховный правитель носил другую, значительно облегчённую чалму. У эмиров и визиров она была поскромнее, чем у монарха, но знать успешно соревновалась между собой в красоте уборов. Чиновники, военные, полицейские носили чалмы попроще, в зависимости от своего положения. Горе было тщеславному моднику, чью голову венчала чалма, не соответствовавшая его рангу: такого выскочку могли избить палками.

    Востоковед и языковед, академик Н.Я.Марр утверждал, что в мире существовало не менее тысячи (!) способов повязывания чалмы. В современном арабском мире форма, цвет, манеры ношения чалмы тоже весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т.д. Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы.

    В средние века любимым цветком у правящей знати в Турции и Иране был тюльпан, и его часто носили в складках чалмы. У тюрков тюрбаном (слово персидского происхождения) называют чалму. Европейцы приняли название чалмы — "тюрбан" за название цветка семейства лилейных, так оно и вошло во все европейские языки, в том числе через французский — в русский.

    В странах Персидского залива чалма больше всего распространена в Омане. В Судане всё население предпочитает белую чалму. Помимо чалмы-имамы в странах Аравийского полуострова носят кашаду — это вид чалмы, сделанной из тонкого разукрашенного золотыми узорами шёлка. Её повязывают поверх небольшой шапочки фина или иракия, как правило, люди среднего или пожилого возраста.

    В Ираке есть семь различных способов накручивания чалмы, которые отличаются количеством складок, их формой, каждая имеет свое название: гарувия, шабляувия и т.д. Цвет чалмы может определять принадлежность её хозяина к тому или иному курдскому племени. При этом чалму в красную клетку преимущественно носят на севере, а в чёрную — жители юга страны.

    Многообразие этих головных уборов можно наблюдать в священных иракских городах Неджефе и Кербеле. В дни мусульманских праздников здесь у главных мечетей бурлит красочно и нарядно одетая толпа местных жителей, воспитанников религиозных школ, паломников из различных районов Ирака и других мусульманских стран.

    Способ повязывания и цвет чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана и Пакистана, из Африки. Например, у индийских мусульман конец чалмы спадает на грудь. Сегодня зелёные или чёрные чалмы в арабском мире носят, как правило, прямые потомки Пророка Мухаммада.

    В толпе снуют мальчуганы с повязками на головах. Это обычно дети священнослужителей. Раньше первое облачение в чалму рассматривалось как важное событие в жизни ребенка-мусульманина. По этому случаю приглашали гостей и устраивали угощение. Сейчас церемония упростилась: чалму просто повязывают в мечети.

    В Египте и других арабских странах чалма — обязательный атрибут воспитанников религиозных учебных заведений и служителей культа. Египетские феллахи между складками чалмы часто прячут деньги и поэтому когда собираются что-нибудь купить, долго и тщательно разворачивают свой головной убор, чтобы не растерять монеты.

    Пользуются известностью чалмы, изготовляемые из тонкой шерсти в египетском городе Асьюте. На Аравийском полуострове этот платок называют гутрой. Традиционная гутра обычно треугольной формы размером сторон от 90 до 100 сантиметров. Сегодня в магазинах ОАЭ можно встретить целую гамму этих платков — по крайней мере, 20-25 различных видов. Они отличаются не только материалом и качеством нити, но и узором и рисунком. Некоторые предпочитают платок гладкий, другие — с широким бордюром по краям, третьи настаивают на разнообразном, неповторимом рисунке гутры с кисточками, которые свисают по краям.

    По словам одного из производителей этих платков в Эмиратах Хусейна Абу Халика, сегодня на рынке большой спрос на гутру, и "мы каждый месяц обновляем номенклатуру этого товара". Конкуренция большая, и поэтому успех зависит от умения как можно полнее удовлетворить вкусы приверженцев этого головного убора.

    В Марокко, Мавритании, на западе Алжира кочевники ряда племён носят тюрбан, окрашенный в яркий цвет индиго.

    Но самая колоритная чалма сегодня, несомненно, у туарегов — народности, живущей в самом центре Сахары, на юге Алжира и в сопредельных с ним странах. В развернутом виде длина её полотнища достигает пяти-шести метров. На местном наречии чалму называют тагельмуст. Сахарские жители закрывают ею не только голову, но и шею, и плечи, оставляя узкие щели для глаз.

    Чалма не только защищает туарега от изнуряющего солнца, пыли и жестоких песчаных бурь. Она — символ храбрости и мужества предков. Ещё в начале ХХ века туареги — вольные жители сахарских просторов в своих устрашающих тагельмустах, похожих на маски современного ОМОНА, на верблюдах, вооружённые мечами и кожаными щитами, совершали лихие набеги на караванные пути.

    Сегодня орнаментированные туарегские мечи, сработанные ремесленниками, можно купить в местной сувенирной лавке, верховые верблюды мирно щиплют пустынную колючку возле шатров кочевников, но тагельмуст по-прежнему носят все взрослые туареги.

    По местному поверью этот головной убор оберегает "от сглаза и злого духа". Поэтому туареги не расстаются с ним на улице и даже учёным не известно, когда начали носить чалму народы Средней Азии. Древнейшие предки населения основанного не ранее IV века до нашей эры под названием Мараканда на земле нынешнего Самарканда, как сообщал древнегреческий историк Геродот, ходили в высоких войлочных колпаках. В средние века головным убором самаркандцев была уже чалма. Китайский монах Чань-Чунь, побывав в Самарканде (1221 год), сообщал о том, что там "простой народ вместо шапки обёртывает голову куском белого полотна. Таков же головной убор духовенства".

    Как обычный головной убор мужчин чалму носили узбеки (кроме Хорезма), таджики, белуджи, арабы и цыгане-люли. В особенности она была распространена у горожан, хотя далеко не в равной степени в разных районах Средней Азии.

    Бухару можно было считать классическим городом как по обязательности ношения чалмы мужчинами, так и по разнообразию её видов и способов навёртывания. Причина такого явления, несомненно, — особое положение столицы с её придворным бытом, многочисленным служилым сословием и представителями феодальной аристократии. В этой среде создавались более благоприятные условия для дифференциации костюма и разнообразия его форм. Появились даже специалисты по навёртыванию чалмы — дасторбанд.

    Фергана представляла собой картину прямо противоположную; несмотря на то что чалма существовала и там, ферганцы ходили чаще в одной тюбетейке (так же как и уйгуры).

    В дореволюционном Самарканде чалма была обязательна. Показаться на улице без неё решались только очень бедные люди, не заботящиеся уже о своём достоинстве.

    Нередко мужчины, главным образом старики, даже дома зимой оставались в чалме или, снимая выходную, наматывали на голову небольшую домашнюю чалму, заменяя её иногда сложенным в несколько раз квадратным поясным платком (мийонбанд). Так как меховые шапки в Самарканде носили редко, чалма была для многих единственным тёплым головным убором.

    По мнению известного востоковеда Дози, цитируемого Н.Я.Марром, чалма среди всех мусульман считается признаком авторитета и почёта. Такое же значение она имела и в Самарканде. Её повязывали мальчику в первый раз в день обрезания, которое совершалось в возрасте от 5 до 11 лет, а иногда и ещё раньше.

    Повязывание чалмы во время обрезания обрядового значения не имело: она составляла часть полного праздничного костюма. После обрезания у мальчика оказывалась своя собственная чалма. В дальнейшем её повязывали мальчику по торжественным случаям: на годовые праздники, отправляясь в гости и т.п.

    Однако некоторые набожные старики или представители духовенства считали, что надевание на мальчика чалмы при обряде обрезания означало приобщение к исламу. Чалма, по их мнению, необходима для совершения намаза, участвовать в котором мальчик получал право только тогда, когда "его руки станут чистыми", то есть после совершения обрезания. Люди этого круга говорили, что чалма является обязательной частью костюма всякого мусульманина, потому что её носил сам Мухаммад.

    Чалма делилась в основном на два вида, которые в Бухаре отличались и по названию: большая — парадная, выходная чалма, обычно белая, называлась дастор (видимо, это был основной таджикский термин, обозначающий чалму), и маленькая чалма — вернее, длинный кусок материи, который мог служить и чалмой, и кушаком, — называлась фута. В Самарканде конца XIX — начала ХХ века в быту чалму называли "салла". Однако в средневековом толковом словаре для этого слова даётся только значение "корзина", причём сказано, что это "по-тюркски". То же значение имеет термин "салла" в современном таджикском толковом словаре.

    В современном толковом словаре пример употребления термина в значении "чалма" относится только к концу XIX века. Однако это произошло гораздо раньше: чтобы первое значение термина, употребляющегося сейчас многими народами Средней Азии, успело столь широко распространиться, а его первоначальный смысл — полностью забыться, должно пройти немало времени. В современных словарях старое значение даже не указывается.

    Почему на чалму перенесено название, обозначавшее прежде всего корзину, не ясно. Но в этой связи небезынтересно упомянуть, что в Бухаре середины XVIII века чалма, правда, женская, имела плетёный каркас.

    Возможно, впрочем, и другое происхождение термина "салла": его вариант — саллата — в новосогдийском языке обозначал "женский головной платок". Может быть, генезис этого термина идёт из согдийского языка? Если два его варианта (салла и саллата) родственны, то можно предположить, что первоначально термин мог означать "плат" — кусок ткани вообще (как термин локи, который в Горном Таджикистане обозначал платок, в Самарканде середины XIX века — женскую чалму).

    Термин "фута" пришёл в Среднюю Азию через арабский язык. По мнению одного из исследователей, он происходит из Индии. Фута — это кусок ткани, предназначенный для обёртывания той или иной части тела — головы, поясницы или для накидывания на голову. В последнем значении оно вошло в русский язык (фата невесты).

    Употребление термина "фута" в Самарканде и Бухаре имеет некоторые отличия: в первом он обозначает прежде всего кушак, который мог использоваться и для чалмы; в Бухаре фута — это маленькая чалма, которая иногда может повязываться как кушак.

    В Самарканде конца XIX — начала ХХ века чалмы различались лишь сортом ткани, способы же наматывания были почти одинаковы. Как общий признак городского способа наматывания в отличие от кишлачного можно отметить большую плотность при укладывании складок чалмы, поэтому она получалась меньших размеров. В селениях же чалма имела несколько бесформенный вид.

    В Бухаре богатые люди — чиновники, аристократия и сам эмир — носили чалмы из тончайшей индийской кисеи. За лёгкость и невесомость их называли мисколи (от персидско-арабоского мискол — "золотник"). Чалмы мальчиков, покупавшиеся ко дню обрезания, нередко были из тончайшего полупрозрачного шёлка (калгай) малинового или жёлтого цвета, изготовлявшегося в Фергане. В Самарканде взрослые мужчины, в том числе женихи, таких чалм не носили.

    Иногда в качестве чалмы жених повязывался высоко ценившимся кашмирским шерстяным кушаком (футайи кашмири), в качестве такового входившим в женский похоронный костюм. В некоторых районах в чалму жениха втыкалась эгретка (ходж) ювелирной работы из позолоченного серебра, украшенная цветными стёклами, камнями и несколькими окрашенными в яркие цвета петушиными пёрышками. Эгретки носили, по-видимому, и в Бухаре.

    Отдавая дань традиции, некоторые лидеры арабских стран для своих встреч с народом и в поездках по стране облачаются в национальной костюм с традиционной чалмой.

    В последние годы в странах Запада, в частности в США, замечена тенденция воспринимать чалму как символ экстремизма.

    Для арабов же чалма остаётся элементом костюма, больше всего воспетым поэтами, в том числе одним из классиков — бедуинским лириком Имру аль-Кайсом, жившим на Аравийском полуострове в VII веке. "Она защищает араба от непогоды, прикрывает его голову от ударов в бою, служит знаменем в сражении и поясом во время долгих кочевий и, кроме того, увеличивает рост мужчины, — писал поэт. — Настоящего араба, жителя пустыни нельзя представить себе без чалмы."

    В наши дни арабская чалма в повседневной жизни всё больше сочетается с пиджаком европейского покроя, джинсами, клетчатой рубашкой или пальто в прохладное время года. Так что чалма — простой кусок ткани, обёрнутый вокруг головы, пережив все превратности моды, нашла своё место и в современном мире. И, похоже, надолго.


    ''Знать, что рядом тот, кто любит, - вот в чём счастье. Всё до банального просто...''Эльчин Сафарли
    Оффлайн/ Off- line
    Форум » Религия » Ислам » Чалма, тюрбан
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    ▲ Вверх