Заза - Zaza - Форум — Форум о Турции - Мой дом Турция - BENİM EVİM TÜRKİYE
Türkçe:
Форма входа
логин
пароль
Наш опрос
Говорите ли Вы в своей повседневной жизни по-турецки?
Всего ответов: 4019

Конвертер валют
Новости сайта
Проблемы с сервером
Почему возникают проблемы? Что делать? Это только у меня или у всех?
Новый набор на курсы турецкого
Новый БЕСПЛАТНЫЙ курс турецкого стартует 15 сентября! Не пропустите!
Авторские права на тексты
Яндекс на защите авторских прав сайта "Мой дом - Турция"
Все новости
Погода в Турции
Статистика
Пользователи
Гости сайта

Сегодня нас посетили:

Новое на форуме · Правила форума · Поиск по подфорумам · RSS

Страница 1 из 3123»
Модератор форума: Sandra 
Форум » Все о Турции - Türkiye Hakkında Herşey » Народы Турции - Türkiyedeki etnik gruplar » Заза - Zaza
Заза - Zaza

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 10:51 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Зазаки — один из иранских языков северо-западной подгруппы. Распространён на территории Турции — в восточной Анатолии, между истоками рек Евфрат и Тигр.

Язык родственен курдскому и белуджскому языкам.

Носители языка зазаки считают себя не отдельным народом, а ветвью курдов, поэтому в курдской литературе зазаки обычно рассматривается как диалект курдского языка. Тем не менее различия между зазаки и прочими курдскими диалектами достаточно глубоки, взаимопонимание утрачено, в связи с чем среди лингвистов принято считать зазаки отдельным языком.

Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 10:52 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Самоназвание: Zazaki, Dimili, Kirmanjki, Dimli, Dimilki, So-Bê, Zonê Ma

Страны: Турция, Германия, Грузия, Казахстан

Регионы:


Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 10:53 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Индоевропейская семья ->
Индоиранская ветвь ->
Иранская группа ->
Западноиранская подгруппа

Письменность: фактически нет своей письменности, но используется латиница, арабский алфавит

Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 10:55 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Статья на турецком

Zazaca; Türkiye’de özellikle Doğu Anadolu, Güneydoğu Anadolu ve İç Anadolu bölgelerinde, Gürcistan'da, bazı Avrupa ülkelerinde, Kazakistan'ın birkaç şehrinde ve Kuzey Irak'da konuşulan Kuzeybatı İranî dilidir. Zazaca, Türkiye'de Türkçe ve Kürtçe'den sonra en çok konuşulan üçüncü dildir.

Zazaca, Türkiye'de iki ilde Tunceli ve Bingöl'de en fazla konuşulan dildir. Bu iki ilin dışında Erzincan (Tunceli'ye yakın ilçesi Üzümlü -Cimili- ve Tercan'ın köylerinde), Elazığ, Diyarbakır, Sivas, Muş, Erzurum, Urfa, Adıyaman, Malatya, Batman, Bitlis, Kayseri, Aksaray gibi illerin bazı bölgelerinde konuşulur.

Zazalar kendi dillerini genellikle Zazaki olarak adlandırırlar ve dilbiliminde de daha çok Zazaki / Zazaish ve Dimli olarak tanınır. Bunun yanında Kırmancki, Dimilki, Zonê Ma, Dersimce gibi kavramlar da Zazaca'nın yerel adlarıdır.

Hint-Avrupa dil ailesinin İrani gurubuna ait olan Zazaca, Alman dilbilimci Prof. Dr. Jost Gippert ve LeCoq'a göre İrani dillerin Kuzeybatı kolunun Hyrkani (< Gurgân) alt gurubuna aittir. Gilanice, Goranice, Mazenderanca, Beluçice, Sengserice dilleri de bu alt guruba aittir.

Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 10:57 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Zazaca'nın Lehçeleri

Zazaca sözcük dağarcığı ve gramer açısından, İranî diller içerisinde Partça ve Avesta diline en çok benzeyen dildir. Kaynak {Prof. Dr. Jost Gippert}[

Ethnologue'a ve bazı dilbilimcilere göre Zazaca, Kırmancki (Kuzey Zazaca) ve Dimli (Güney Zazaca) olmak üzere iki lehçeden, Almanya Frankfurt'da bulunan Zaza Dil Enstitüsü ve Frankfurt Üniversitesi'ne göre ise üç lehçeden oluşur;

1) Kuzey Zazaca: (Uluslararası SIL Kodu: kiu[2]

Dersim, Erzincan, Sivas, Muş, Erzurum dolaylarında Alevi Zazalar tarafından konuşulur. Bunun da kendi içinde ağız farklılıkları vardır. Dersim, Sivas, Muş farklılıkları gibi. Kuzey Zazaca'nın Kırmancki adlandırılması ile Kürtçe'nin bir lehçesi olan Kurmanci kavramları birbirine karıştırılmamalıdır.

2) Merkez Zazaca:

Palu ilçesi başta olmak üzere Elazığ ve Bingöl illerinde genellikle Şafi Zazalar tarafından konuşulur. Bunun içinde de şive farklılıkları vardır, Palu, Eğil, Solhan, Hini, Ergani, Kulp, Piran, Maden.. şiveleri gibi.

3) Güney Zazaca: (Uluslararası SIL Kodu: diq [3])

Siverek (Şanlıurfa), Gerger (Adıyaman), Mutki (Bitlis), Kuzey Diyarbakır Malatya dolaylarında Hanefi Zazalar tarafından konuşulur. Bunun içinde de kendi ağız farklılıkları vardır ; Çermik, Gerger ve Siverek gibi.

Kaynak: Paul, Ludwig: Zazaki - Versuch einer Dialektologie. Reichert Verlag, 1998, Wiesbaden.

Kuzey ile Güney lehçeleri, Merkez Zazacaya oranla gramer ve sözcük dağarcığı bakımından birbirine daha yakındır. Örneğin, Kuzey lehçesini (Dersimce) konuşan bir Tuncelili Zaza ile Merkez lehçesini konuşan Bingöllü bir Zaza'nın anlaşması oldukça zordur.

Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 10:58 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Zaza Edebiyatı

İlk Zazaca kitap 1817 yılında yayınlanmıştır.Kitap şu an Almanya da Deli Dewreş diye tanınan şahısın elindedir. Diğer eserler ise, Osmanlı döneminde Rusya'ya savaşa gönderilen Zazaların dilini inceleyen dilbilimci Peter Lerch tarafindan 1850 yılında yazılmıştır. Diğer iki önemli eser dini kitaplardır. "Mewlid" adında iki kitap, ilki "Ahmedé Xasi" tarafından 1899'da ve diğeri "Osman Efendio Babıc" tarafından 1933'de Şam'da yayınlanmıstır. Bunun yanında Tunceli'ye özgü koç heykelli mezar taşlarının üzerinde Arap alfabesiyle yazılmış Zazaca yazılar tespit edilmiştir.[kaynak belirtilmeli]

Zazaca Latin harfleri ile Avrupa'ya göç eden Zazalar tarafından yazılmıştır. Ardından İstanbul'da Zazaca kitap ve dergiler çıkarılmıştır.2004'te yapılan AB uyum paketlerinden sonra, TRT Pazartesi günleri otuz dakikalık Zazaca yayın yapmaktadır. Ayrıca Yol TV, Su TV gibi Alevi televizyonlarında Zaza diline ve müziğine yer verilmektedir. Roj TV'de de kısmen Zazaca yayın yapılmaktadır fakat bu yayınlar daha çok propaganda amaçlıdır.

Avrupa'da çıkan Ware, Tija Sodıri, Kormışkan, Piya, Ayre, ZazaPress, Pir, Raştiye, Vate gibi dergiler dışında, İstanbul'da Tij Yayınları ve Vate Yayınları tarafından Zaza dilinde kitaplar yayınlanmaktadır. Ayrıca Dersim (Tunceli)'de yayınlanan ilk Zazaca gazete ise Munzur Haber'dir. Türkiye'de tamamı Zazaca olarak yayınlanan ilk dergi ise Erzurum'da yayınlanan "Vatı" dergisidir. Halen Malatya'da Miraz adında iki aylık felsefe ve edebiyat dergisi yayınlanmaktadır. Ayrıca Yılmaz Güney'in Duvar filmi, tarihte Zazaca'nın sinemada kullanıldığı ilk film olması nedeniyle önemlidir. Zazaca'nın kullanıldığı diğer filmler arasında şunlar sayılabilir.

* Beyaz Melek, Mahsun Kırmızıgül
* Tüyü Takip Et (Perre Dıma So), Nuray Şahin (İlk Zazaca uzun metrajlı film olarak kabul edilmektedir; Zazaca-Almanca)
* Şıhsenem, Star Tv (dizi müziği)
* Can Baz (belgesel)
* Was (Ot) (belgesel), Caner Canerik.
* Dersim 38 (belgesel)

Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 11:01 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Zazaca'nın konuşulduğu coğrafya

Zazaca'nın en yoğun olarak konuşulduğu yerler ve Zazalar ın en yoğun olarak yaşadığı yerler :

1) Tunceli (bütün ilçelerde)
2) Bingöl (bütün ilçeleri ile)
3) Elazığ (doğu bölgesi,kuzeyi ve güneyi)
4) Diyarbakır (kuzey ve batı bölgeleriÇermik,Çümgüş,Ergani,Eğil,Dicle,Lice,Hani,Kulp,Hazro)
5) Urfa (Siverek ilçesi)
6) Muş (Varto ilçesi)
7) Erzurum (batı bölgeleri Hınıs,Aşkale,Tekman,Çat)
8) Sivas (Zara, İmranlı, Ulaş, Kangal,Hafik,Divriği,Gürün ilçeleri)
9) Adıyaman ([[Gerger ilçesi)
10) Erzincan (dağınık şekilde.. çoğunlukla merkez de ve Tunceli'ye yakın yerlerde)
11) Batman Sason
12) Bitlis Mutki
13) Malatya Pötürge, Doğanyol, Arguvan

Zazalar, nüfusu tahminen 4 ile 6 milyon arasında olan bir halk olarak Doğu, İç ve Güneydoğu Anadolu’nun Fırat ve Dicle su havzasında ve dağlık alanlarda yaşarlar. Sükun ettikleri yer enlem 37,8°- 42° ve boylam 37,8°- 40° arası arasında yer alan bölgede, il olarak Sivas’tan Muş-Erzurum’a, Gümüşhane'den Urfa’ya kadar uzanır. Ağırlıklı olarak Tunceli, Bingöl, Erzincan, Elazığ, Sivas, Diyarbakır, Erzurum.. illerinde yaşarken, Kangal, Zara, Ulaş, İmranlı, Hafik, Gürün (Sivas), Varto (Muş), Tekman , Hınıs, Çat, Aşkale (Erzurum), Gerger (Adıyaman), Pötürge, Mutki (Bitlis), Sason (Batman) ilçesinde meskendirler. Bunun dışında İstanbul,İzmir Ankara, Bursa, Kocaeli, Aksaray ve birçok ilçeye göçetmiş Zaza mevcuttur. Almanya, Avusturya, İsviçre, Hollanda, Belçika, Fransa, İsveç, Danimarka gibi Avrupa ülkelerinde bulunan Zaza sayısı tahminen 300.000’dir.

Cambul (Kazakistan), Batum (Gürcistan) ve Musul (Irak) bölgelerinde de Zazalar vardır. Zazalar’ın nüfusu hakkında kesin bir bilgi mevcut değildir.
Anadolunun pek çok yöresinde ana dili Zazaca olan ve zamanla Kürtçenin Kurmancî lehçesi ile konuşmaya başlayan köyler de vardır. Tunceli'nin Mazgirt yöresindeki bazı köyler, Bingöl, Elazığ, Erzurum, Sivas Koçgiri Yöresi ve Erzincan'ın Refahiye ilçesindeki bazı yerleşimler, bugün Kürtçe konuşmalarına rağmen aslen Zaza kökenli yerleşimlerdir ve Zaza aşiretlerinin devamıdırlar. Ana dili Zazaca olan Lolan, Kureyşan, Hormekan (Hiran/Zerikan/Alikan/Sormemedan), Alan, Demenan, Şeyh Hasanan, Pevruzan, Laçinan, Karsan gibi Dersim aşiretlerinin bazı kolları, bugün ana dilleri olan Zazaca'dan kopup zamanla Kurmancî (Kürtçe) konuşmaya başlamışlardır.

Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 11:02 | Сообщение # 8
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Иранские языки

Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 22:40 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Зазаки (язык заза)- это язык, на котором говорят жители восточной Анатолии, между истоками рек Евфрат и Тигр. Он принадлежит к северо-западной группе иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Язык зазаки родственнен курдскому, персидскому и белуджскому. Точная численность говорящих на этом языке неизвестна. Внутренние источники оценивают ее в 3.6 млн.

Зазаки происходит, вероятно, из северного Ирана, из исторической провинции «Дейламан» у Каспийского моря, в нынешней провинции Гилян. Распространенные там еще и сейчас иранские языки (называемые также каспийскими диалектами), такие как сангсари, мазендерани, тати/херзенди/, семнани, в грамматическом отношении ближе к зазаки, чем к курдскому языку. Только лишь горани, употребляемый в немногих бывших областях иранской Месопотамии, также как используемое в настоящее время в Балочистане балочи, имеют еще более близкое языковое родство с зазаки.

Вероятно, предки нынешних заза /и вместе с ними язык зазаки/ переселились на их теперешнюю родину в восточной Анатолии в период между 10 и 11 веками.

Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 22:43 | Сообщение # 10
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Первые письменные документы о языке заза были написаны лингвистом Петером Лерхом в 1850 году. Известны также 2 религиозных сочинения /Мевлид/ 1899 года, принадлежащие Ахмеду Хаси и Осману Эфенди Бабичу /изданы в 1933 году в Дамаске/, которые были написаны посредством арабского алфавита.

На латинском шрифте зазаки был представлен в письменном виде только после образования нескольких диаспор в начале 80 х годов в Швеции, Франции и Германии, при помощи научно популярных журналов. За этим последовали другие журналы и книги, которые сейчас публикуются также и в Турции, особенно в Стамбуле. Из-за интереса интеллектуалов заза к сохранению родного языка путем письменного изложения на нем, количество публикации на этом языке многократно увеличилось. Возрождению их языка и культуры способствовало не только постижение собственной культуры среди интеллектуалов заза, но также более молодое поколение заза / которое, к сожалению, не владеет своим родным языком/ находит удовлетворение в новом западном музыкальном направлении на языке заза и через него проявляет интерес к самому важному наследию предков, а именно к языку зазаки. В диаспоре в ограниченном диапазоне транслируются радио и телевизионные передачи на этом языке. Учитывая современное положение языка заза, можно считать, что письменные изложения и публикации на этом языке - это только капля в море.

Причиной опустошительных последствий является в основном политика ассимиляции турецкого государства. До начала 90 х годов в Турции было официально принято подвергать наказанию, за письменное изложение или музицирование на языках национальных меньшинств. Политика «отурчивания» в этом отношении, к сожалению, добилась успеха. Ее последствия таковы, что среди алевитов молодое поколение заза еле владеет этим языком, почти не говорит на нем и не обучает детей. Ассимиляция заметна также и среди суннитов. Тем не менее радует, что среди молодежи заза растет интерес к изучению родного языка или к расширению своих начальных знаний.

Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 22:47 | Сообщение # 11
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Несмотря на то, что в этом столетии было лингвистически доказано, что зазаки является самостоятельным языком, а не курдским диалектом, он все еще ошибочно рассматривается как курдский диалект, особенно в политических кругах. Политическое причисление языка заза к числу курдских диалектов часто происходит из-за того, что этнических групп в Турции не различают от других национальных групп. Так всех жителей черноморского побережья называют лазами, несмотря на то, что там проживают и другие народности. Заза стали жертвой того же несчастного критерия, так как только на основании их географического происхождения их причисляют к курдам. К этой ошибочной мысли привела, прежде всего, односторонняя и националистическая политика, а также незнание данного вопроса / о зазаи / Подумать только, в Турции вплоть до последнего десятилетия наказывались любые предприятия направленные на этнические, культурные и лингвистические исследования национальных меньшинств и определения их по названиям; даже до настоящего времени относящиеся к этой теме книги и объединения рассматриваются как сепаратистские, в некоторых случаях даже запрещаются. В то время, как в Европе объективно и научно исследовались материалы о заза и их языке, в Турцию об этом почти не поступало никакой информации, к сожалению незнание данного вопроса продолжается и сегодня . Хотя более старое поколение заза не считают себя курдами и свой язык не относят к курдскому языку, на молодых заза курдское национально-освободительное движение оказало влияние, так что многие из них более идейны политически, чем курды, некоторые, однако, рассматривают себя в качестве турок. До поры национального самоутверждения решающую роль играла религиозная принадлежность. Среди алевитского населения еще до настоящего времени принято считать приоритетом критерий «алевиты». Для традиционно мыслящих принадлежность к алевитам является эндогенной. Поэтому браки заключаются предпочтительно между собой. Это чувство кровного родства алевитов из различных этнических групп в ходе истории наложило на них особый культурный отпечаток. Заключение браков среди алевитов является также продуктом религиозного угнетения во времена Османской империи. Османские владыки обозвали всех алевитов «кызылбаш» /красноголовые/ и обвинили их в ереси.
Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 23:04 | Сообщение # 12
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
Alfabe

Kirmanckî (Zazakî)--------------------------------------------Tirkî
A a adir, asin, Almanya --------------------------------------adam, at
B b bira, ban, Bidlîs ------------------------------------------büyük, bir
C c ca, cêr, cor------------------------------------------------can, cadde
Ç ç çim, Çewlîg, Çemişgezek--------------------------------çocuk, çöp
D d dest, Diyarbekir, Dêrsim---------------------------------dal, dayı
E e ez, Erzingan, Erzirom-------------------------------------el, eldiven
Ê ê êrxat, êlçî, êqbal------------------------------------------ -
F f fek, fariskî, Fransa----------------------------------------fare, fıstık
G g ga, giran, Gimgim-----------------------------------------göl, güven
H h her, heş, Hollanda-----------------------------------------hemen, hava
I i bin, kirmanc, solin-----------------------------------------ısırmak, ışık
Î î îsot, Îran, Îtalya--------------------------------------------iş, it
J j jêhat, jan, Japonya----------------------------------------jandarma, jimnastik
K k kitab, kar, Kurdîstan--------------------------------------kalkan, küçük
L l lal, lazut, Licê----------------------------------------------limon, leke
M m ma, mase, Mûş--------------------------------------------mavi, maya
N n nan, newe--------------------------------------------------ne, neden
O o of, oda, ordu-----------------------------------------------olmak, odun
P p payiz, Pîran, Pali -------------------------------------------parmak, pınar
Q q qeleme, qumaş, Qibris------------------------------------ -
R r rind, radyo, Riha-------------------------------------------resim, rüzgar
S s sipî, simer, Sêwregi----------------------------------------serin, sarı, süs
Ş ş şima, şeş, şaş----------------------------------------------şişirmek, şişman
T t ti, tarîx, Tirkiya---------------------------------------------tatlı, tavşan
Uu utî, uca, ucret-----------------------------------------------ütü, ücret
Û û ûsul, ûrris, ûrrim--------------------------------------------uzak, unutmak
V v verg, velg, vate---------------------------------------------var, ver
W w wisar, weş, welat------------------------------------------ -
X x xirab, Xarpêt, xurbet--------------------------------------- -
Y y yaban, yar, yadîgar----------------------------------------yayla, yol
Z z zaf, zerd, zaza----------------------------------------------zeybek, zavallı

Оффлайн/ Off- line

souriceau

Дата: Воскресенье/ Pazar, 07.12.2008, 23:21 | Сообщение # 13
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 3098
Награды: 22
Репутация: off
статья на английском



Dimili Dialects of Kurdish Language

To the far north of Kurdistan along the upper courses of the Euphrates, Kizilirmaq, and Murat rivers in Turkey, the Dimílí branch of Kurdish language (less accurately but more commonly known as Zâza) is spoken by about 4.5 million (data from late 80's) Dimíla Kurds, (See the map). The larger cities of Dersim (now Tunçeli), Chapakhchur (now Bingöl), and Siverek, and a large proportion of the Kurds of Bitlis, are Dimílí-speaking.

There are also smaller pockets of this language spoken in various corners of Anatolia from Adiyaman to Malâtya (Melatye) and Maras (Meres), in Southern Kurdistan (northern Iraq, where the speakers are known as the Shebeks) and North Esatern Kurdistan (northwest Iran, the tribes of Dumbuli and some of the Zerzas) as well. The language seems in late classical and early medieval times to have been more or less spoken in all the area now covered by Northern Kurdish Dilects group in contiguous Kurdistan. Its domain also stretched west into Pontus, Cappadocia, and Cilicia, before a sustained period of assimilation and deportations obliterated the Kurdish presence in the area in the Byzantine period. The Dimílí further retreated from its former eastern domains to its present limited one under pressure from the advancing Northern Kurdish Dilects group speaking pastoralist Kurds. This loss of ground, which started at the beginning of the 16th century, continues to this day.

Dimílí is closely related to Hewramí (Hawramani, Ewramani), a relationship indicative of a time when a single form of Pahlawâni was spoken throughout much of Kurdistan, when after the late classical period, Kurdistan was homogenized through massive internal migrations. At that time the domain of the Pahlawâni language was uninterrupted across Kurdistan. The main bodies of Dimílí- and Hewramí-speaking Kurds are now at the extreme opposite ends of Kurdistan.

Major dialects of Dimílí are Siveriki, Kori, Hezzu (or Hezo), Motki (or Moti), and Dumbuli. The dialect of Gâlishi now spoken in the highlands of Gilân on the Caspian Sea may be a distant offshoot of Dimili as well, brought here by the migrating medieval Daylamites from western and northern Kurdistan.
Dimílí has served as the prime language of the sacred scriptures of the Alevis, but not the exclusive one. Despite this, not much written material survives to give an indication of the older forms of Dimílí and its evolution. The documents come from rather unexpected sources: the early medieval Islamic histories. Ibn Isfandiyâr in his history of Tabaristân, for example, preserves passages in the language of the Daylamite settlers of this Caspian Sea district, which resembles modern Dimílí.

Sources

1. Dr. A. Hassanpour, Nationalism and Language in Kurdistan 1918 - 1985, Mellen Research University Press, USA, 1992

http://www.kurdistanica.com

Оффлайн/ Off- line

Ayşegül-

Дата: Четверг/ Perşembe, 28.04.2011, 13:47 | Сообщение # 14
Группа: Проверенные
Новичок
Сообщений: 22
Награды: 0
Репутация: off
Türkiyede asla kürtçe konuşulmamaktadır. Never!
Nobodys talking kurdish in turkey. just kurdish people use kurdish language wink
Оффлайн/ Off- line

Pamuk_prenses

Дата: Четверг/ Perşembe, 28.04.2011, 14:34 | Сообщение # 15
Группа: по продвижению
Турковед
Сообщений: 2233
Награды: 23
Репутация: off
Ayşegül-, i have one friend. Originaly she is from Tatarstan. Her husband is Kurd but he speaks good turkish. smile
And one time i visited Erzincan. It is small and salash kurdish town. The first people have strange reaction on me biggrin And the second they didnt understand my turkish. hahahahahahaha. biggrin it was my first time when i saw true kurds in their daily life dry


...я хотела бы просто стоять за твоей спиной и незаметно касаться губами плеч...

Оффлайн/ Off- line

Ayşegül-

Дата: Суббота/ Cumartesi, 30.04.2011, 20:40 | Сообщение # 16
Группа: Проверенные
Новичок
Сообщений: 22
Награды: 0
Репутация: off
kurdish in türkiye, speak kurdish wink but turkish people; no
Оффлайн/ Off- line

Oksana

Дата: Вторник/ Salı, 24.05.2016, 15:43 | Сообщение # 17
Группа: по продвижению
Турковед
Сообщений: 2182
Награды: 52
Репутация: off
Для меня отправной точкой во всех изысканиях является Википедия.
В статьях обячно данны ссылки на статьи, или другие источники, гда можно пополнить информацию.
Так вот, о том курды - не курды...

Википедия

Заза (народ) это

Самоназвание
дымли / кырманджи

Современный ареал расселения и численность
Всего: 2 - 3 млн.
Flag of Turkey.svg Турция:
1,114-2 млн чел
Flag of Iran.svg Иран:
300—400 тыс. чел
Flag of Germany.svg Германия:
170 тыс. чел
Flag of Kazakhstan.svg Казахстан:
8-12 тыс. чел
Flag of the United States.svg США:
2-3,5 тыс. чел

Язык
зазаки, также турецкий, северокурдский

Религия
ислам (алавизм, суннизм)

Родственные народы
курды, талыши, гилянцы, белуджи, мазендеранцы

Заза́ или Дымли́ — иранский народ, проживающий на востоке Турции на Армянском нагорье в верховьях Тигра и Евфрата, и часто считающийся частью соседнего родственного курдского этноса. От собственно курдов заза отличаются языком прикаспийского происхождения — зазаки, лишь отдалённо родственным курдскому[1], а также религией шиитского направления ислама, называемой алавизмом, исповедуемой значительной частью заза.

Этнонимы и расселение

Этноним, под которым народ известен соседям — заза (zāzā) — означает «заика» или «немой», что вызвано обилием сибилянтов и аффрикат в языке зазаки. У самих носителей языка общего самоназвания нет. Южные и центральные заза называют себя дымли/дымыли (ю.-заз. Dımli/Dımıli). Северные заза называют себя кырманджи (сев.-заз. Kırmanci), то есть общим этнонимом всех северных и центральных курдов (курд. Kurmancî). Многие заза негативно относятся к прозвищу «заза».[2]

Заза расселены в основном в восточных и юго-восточных провинциях Турции. По одной из гипотез, народ заза переселился сюда из горной области Дайлам, расположенной к югу от Каспийского моря. Наиболее своеобразные северные заза населяют прежде всего область Дерсим (сев.-заз. Dersim «врата серебра») — нынешнюю турецкую провинцию Тунджели. Центральные заза проживают в провинции Бингёль (ю.-заз. Çolig). Южные — прежде всего район города Сиверек (ю.-заз. Sêwrege букв. «чёрные руины») в провинции Шанлыурфа. Заза также проживают в смежных названным провинциям, в том числе в районе города Диярбакыр.

После подавления восстания курдов в Дерсиме в 1938 году, многие из них были насильно переселены в турецкие города: Айдын, Биледжик, Бурдур, Бурса, Балыкесир, Денизли, Зонгулдак, Кыркларели, Кютахья, Мугла, Спарта, Текирдаг, Чанаккале, Эдирне и Эскишехир[3]. Существует также значительная диаспора в Европе (около 300 000 чел.), прежде всего в Австрии, Бельгии, Германии, Голландии и Швейцарии.

Общая численность носителей языка зазаки неизвестна, поскольку не учитывается переписями. Приблизительные оценки колеблются от 2 млн.[4][5] до 4 млн чел.[6]

Происхождение и язык

Этноним дымли/дымыли (ю.-заз. Dımli/Dımıli), которым себя называет часть народа заза, происходит от *dēlmīk «дейлемит». Расселение носителей языка зазаки в областях, занимаемых ими ныне, связано с миграцией дейлемитов из Дайлама, горных областей Гиляна в X—XII в.[6] На прикаспийское происхождение народа заза указывает лингвистическая позиция языка зазаки, в отличие от курдских языков сближающегося с гилянским, мазендеранским, семнанским и сангесарским языками. С этими же миграционными процессами связано происхождение языка горани в центральном Загросе, обнаруживающего ближайшее родство с зазаки.

Большинство заза являются билингвами и знают турецкий язык, многие также разговаривают на северокурдском. Зазаки долгое время был бесписьменным. Впервые он стал эпизодически появляться в переписке в середине XIX в. (с использованием арабского алфавита). Использование латинского шрифта получило распространение в конце XX в. в основном среди эмигрантов, а также в пока малочисленных изданиях в Турции.

Социальная структура и традиционные занятия

Заза, как и курды, представляют собой народ с развитой родо-племенной структурой, основными племенами являются абасан, агачан, алан, бамасур, дуик, давреш-гулабан, давреш-джамалан, хай-даран, корешан, мамики и юсуфан.

В отличие от полукочевых курдов основными занятиями заза издавна является осёдлое земледелие, хотя отгонное горное скотоводство также является важной отраслью традиционной экономики. Дерсим также славился своими садами.

Религия

Большинство заза — мусульмане-алавиты, небольшая часть является суннитами.

Борьба за независимость

Восстание в Дерсиме 1938 года

В XX веке на территории Дерсима нередко происходили вооружённые столкновения и восстания. Последним крупным восстанием стало восстание курдов Дерсима. Оно произошло в 1937 году по политическим и военным причинам. Восстание продолжалось до 1938 года. Его лидеры — Саид Рыза и его сподвижники были схвачены и повешены. Тысячи курдов были убиты, жители деревень департированы в западные города Турции, а их деревни уничтожены. Военное положение продолжалось 10 лет, до 1948 года.

Отрывок из письма Саида Рыза министеру иностранных дел Великобритании

« Уважаемый господин министр,
Вот уже много лет правительство Турции проводит ассимиляцию курдского народа, запрещает осуществлять вещание, публиковать газеты, совершает пытки по отношению к тем, кто говорит на родном языке; некогда плодородные земли Курдистана опустошены и людей насильно переселяют в бесплодные земли Анатолии. А совсем недавно правительство Турции, в нарушении ранее достигнутых договоренностей о ненападении, предприняло попытки вторжения в регион Дерсим. В ответ курды предпочли взяться за оружие, подобно тому как это было сделано в 1930 году в битвах при Арарате, в долинах Зилан и Баязид, нежели согласиться на смерть в изгнании (в дальней дороге). Несмотря на неравенство военного потенциала, использование против нас удушающих газов, гранат, вызывающих пажар, я и наши граждане подвергли армию Турции поражению. В ответ на наше сопротивление армия Турции бомбит, сжигает и разрушает сёла (...) Тюрьмы переполнены милосердным курдским народом, на представителей интеллегенции совершаются покушения, их вешают или же ссылают в изолированные регионы Турции. (...) моим голосом к Вашему превосходительству обращаются три миллиона курдов, которые призывают оказать моральную поддержку курдскому народу. Уважаемый министр, примите моё глубочайшее почтение. Генерал Дерсима Саид Рыза

»
Известные заза

Саид Рыза — предводитель восстания курдов в Дерсиме.
Кемаль Кылычдароглу — лидер турецкой Народно-республиканской партии Cumhuriyet Halk Partisi с 2010 года.
Махсун Кирмизигюль — актёр, певец, режиссёр, бизнесмен, владелец крупной звукосаписывающей компаний в Турций.

PS
Селахаттин Демирташ, лидер HDP, тоже по национальности заза


Оффлайн/ Off- line

Denizkiz

Дата: Вторник/ Salı, 24.05.2016, 18:02 | Сообщение # 18
Группа: Модераторы
Турковед
Сообщений: 2091
Награды: 27
Репутация: off
Oksana, опять я) я все это в Википедии читала) так вот, у меня новый вопрос.
Цитата Oksana ()
Большинство заза — мусульмане-алавиты

Так алАвиты или алЕвиты? Потому что это разные направления.




Есть люди, которые видят вещи такими, какие они есть, и задаются вопросом «почему?». А я вот вижу их такими, какими они могли бы быть, и говорю себе: «Почему бы и нет?»
Оффлайн/ Off- line

Oksana

Дата: Вторник/ Salı, 24.05.2016, 20:04 | Сообщение # 19
Группа: по продвижению
Турковед
Сообщений: 2182
Награды: 52
Репутация: off
Denizkiz,
Алевиты. От "алев" пламя, огонь.
Все-таки не лингвисты пишут статьи, видимо :)


Оффлайн/ Off- line

Denizkiz

Дата: Вторник/ Salı, 24.05.2016, 20:14 | Сообщение # 20
Группа: Модераторы
Турковед
Сообщений: 2091
Награды: 27
Репутация: off
Oksana, не) имеют место быть и алАвиты и алЕвиты. В той же Википедии все расписано и просят одно с другим не путать)
алавиты и алевиты.




Есть люди, которые видят вещи такими, какие они есть, и задаются вопросом «почему?». А я вот вижу их такими, какими они могли бы быть, и говорю себе: «Почему бы и нет?»


Сообщение отредактировал Denizkiz - Вторник/ Salı, 24.05.2016, 20:16
Оффлайн/ Off- line

luna88

Дата: Вторник/ Salı, 24.05.2016, 21:22 | Сообщение # 21
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 2193
Награды: 23
Репутация: off
Девочки, реально очень интересная тема. Я вот прочитала и ничего не поняла ни про алавитов, ни про алевитов.... Пойду еще раз почитаю...

Я кстати читала, что Башар Асад, как раз алавит.
Так, я правильно понимаю, алавиты ближе к христианам?

Все так запутано в Турции, честное слово :D зазаки, это тоже курды, хотя вроде зазаки это зазаки, курды это курды. Турки, болгарские турки.....ой, реально дурдом....



"Если с вами беседует «лицо кавказской национальности» на языке вашей национальности, не считайте его дураком – за акцент и некоторые грамматические ошибки. Просто помните, что это лицо беседует с вами на вашем языке. А кроме того, прекрасно владеет своим родным, которого вы вообще не знаете"
Вахтанг Кикабидзе.
Оффлайн/ Off- line

Denizkiz

Дата: Вторник/ Salı, 24.05.2016, 21:27 | Сообщение # 22
Группа: Модераторы
Турковед
Сообщений: 2091
Награды: 27
Репутация: off
luna88, вот и я так же. Все смешалось %) ну я осталась при своем мнении Заза это Заза, Курды это Курды., да это родственные народности, но это не одно и тоже. Как я поняла Заза - это алАвиты, а турки - алЕвиты. Среди тех и тех есть курды, но мало. Все, вынос мозга :D



Есть люди, которые видят вещи такими, какие они есть, и задаются вопросом «почему?». А я вот вижу их такими, какими они могли бы быть, и говорю себе: «Почему бы и нет?»
Оффлайн/ Off- line

Oksana

Дата: Среда/ Çarşamba, 25.05.2016, 15:26 | Сообщение # 23
Группа: по продвижению
Турковед
Сообщений: 2182
Награды: 52
Репутация: off
Действительно девочки, вы совсем запутались.
Не важно кто при каком мнении останется (я при своем)
Муж и его семья алЕвиты.
Если интересно, посмотрите https://www.youtube.com/attribu....3Dshare
Это про алЕвитов


Оффлайн/ Off- line

luna88

Дата: Среда/ Çarşamba, 25.05.2016, 15:41 | Сообщение # 24
Группа: Проверенные
Турковед
Сообщений: 2193
Награды: 23
Репутация: off
Oksana, я вообще не имею никакого своего мнения в этом вопросе. Про алевитов смотреть то зачем? Я понять не могу чем алавиты от алевитов отличаются?))) Так как вики говорит разница есть, но не пишет в чем.... :)


"Если с вами беседует «лицо кавказской национальности» на языке вашей национальности, не считайте его дураком – за акцент и некоторые грамматические ошибки. Просто помните, что это лицо беседует с вами на вашем языке. А кроме того, прекрасно владеет своим родным, которого вы вообще не знаете"
Вахтанг Кикабидзе.
Оффлайн/ Off- line

Oksana

Дата: Среда/ Çarşamba, 25.05.2016, 15:49 | Сообщение # 25
Группа: по продвижению
Турковед
Сообщений: 2182
Награды: 52
Репутация: off
luna88,
Наверное не за чем смотреть :)
Разговор начался не вчера и с того, относятся ли заза к курдам и продолжился на тему кто такие алевиты.
У меня не так много свободного времени, чтобы писать от себя, поэтому кидаю ссылки.
...
В момент образования Турецкой Республики численность ее населения была оценочно определена в 12,5 млн.чел. В 1927 г. проведена первая перепись, в соответствии с которой численность населения страны составила 13,6 млн.чел., в наст. вр. в Турции проживает 62 млн.чел.
Турция является многонац. страной, однако с 1970 г. переписи населения не публикуют данных о нац. составе. Публиковавшиеся ранее сведения о языковой принадлежности и вероисповедании граждан позволяли лишь приблизительно установить численность нац. меньшинств и этнических групп, т.к. турецкие власти игнорируют их наличие и регистрируют всех как турок.
В соответствии со ст.66 конституции турками считаются все, “кто связан узами гражданства с турецким государством”. Дети, родившиеся от отца-турка или матери-турчанки, считаются турками. Исключение делается только для греков, армян и евреев, которые официально признаны нац. меньшинствами в соответствии с решениями Лозаннской мирной конференции 1923 г.
Руководство Турции тщательно следит за сохранением единства турецкой нации, стараясь не давать офиц. повода для нац. розни и решительно пресекает любые попытки проявления нац. обособленности, от кого бы они не исходили. Отсутствуют какие-либо формальные ограничения на использование представителей различных национальностей в гос. аппарате, выборных и судебных органах, в ВС, так как все они числятся турками. Согласно конституции, “каждый турок имеет право поступать на гос. службу” (ст. 70); “каждый турок, которому исполнилось 30 лет, может быть избран депутатом” (ст. 76) и т.д.
Вместе с тем турецким руководством принимаются меры по ограничению развития самостоятельности этнических групп и нацменьшинств. Так, ст. 42 конституции гласит, что “никакой язык, кроме турецкого, не может изучаться и преподаваться в учебных заведениях в качестве родного языка”, ст. 26 – “при заявлении или публикации своих взглядов нельзя пользоваться каким-либо запрещенным законом языком” и др.
Однако, учитывая потребности представителей нацменьшинств в общении, сохранении своей культуры и обычаев, турецкое правительство разрешило некоторым создавать нац. общества, строго ограничив их деятельность и определив, в частности, что эти общества “не могут преследовать полит. цели, заниматься полит. деятельностью, получать поддержку от полит. партий и поддерживать их” (ст. 33).
...
Курды-алевиты. Общепринятое название: курды алевиты. Название, используемое самой этнической группой: алевиты, курды. Численность: принято считать, что 20% курдов в Турции являются суннитами. В соответствии с этим можно говорить о 0,5 млн.алевитов.
Расселение; большинство алевитов проживает в вилайетах Бингёль (особенно в уездах Карлыова и Кыгы), Тунджели, Эрзинджан, Йозгат, Элязыг, Малатья, Кахраманмараш и в Кайсери, а также в окрестностях Чорум. Встречаются группы алевитов в вилайетах Адыяман, Газиантеп, Хатай, Кыршехир, Невшехир, Самсун и Токат.
Язык: кырманджийский, как у курдов-суннитов. Турецкий для совершения молитв. Зазайский. Религия: ислам алевитского толка.
Этногенез: характеризуется религией, языком и родоплеменными особенностями. Поддерживают более тесные связи, чем курды-сунниты, с другими алевитами, говорящими на турецком и зазайском языках. Эти отношения позволяют иногда заключить им браки между собой и обеспечивают возможность совершения ряда религиозных обрядов по турецким традициям. При этом существует поляризация между суннитами и алевитами. Это обусловлено тем, что курды-сунниты помогли туркам подавить восстание алевитов в 1938 г. Родовые древеса племени разделяют алевитов на тех, кто принадлежит к роду Сейид и кто не принадлежит к нему. Семьям Сейидов дано традиц. право выбирать верховное духовенство. Для сохранения этого требуется эндогамная структура семей. Остальная часть алевитов подчинена проводнику, которым является один из Сейидов и который подотчетен главе ордена. Проводник, выходец из вилайета Туаджели, указывает путь курдам-алевитам, проживающим за пределами Туаджели, и таким образом осуществляет деятельность одного из элементов системы. Групповая целостность обеспечивается идеей “возвращения потомков пророка” в лоно Эвляди Резуль, являющего источником помощи и силы. В этом, а также в зависимости от главы племени проявляется внутренняя племенная связь. Эта зависимость в последнее время ослабла по причине утери главами племен своего авторитета. Существующие между племенами различия отражены в традициях и народных сказаниях. Сближение религиозного и мирского авторитетов привело к тому, что молодое поколение стало терять уважение к религиозной иерархии


Оффлайн/ Off- line
Форум » Все о Турции - Türkiye Hakkında Herşey » Народы Турции - Türkiyedeki etnik gruplar » Заза - Zaza
Страница 1 из 3123»
Поиск:
▲ Вверх