История феминизма в Турции - Форум — Форум о Турции - Мой дом Турция - BENİM EVİM TÜRKİYE
Türkçe:
Форма входа
логин
пароль
Наш опрос
Говорите ли Вы в своей повседневной жизни по-турецки?
Всего ответов: 4019

Конвертер валют
Новости сайта
Проблемы с сервером
Почему возникают проблемы? Что делать? Это только у меня или у всех?
Новый набор на курсы турецкого
Новый БЕСПЛАТНЫЙ курс турецкого стартует 15 сентября! Не пропустите!
Авторские права на тексты
Яндекс на защите авторских прав сайта "Мой дом - Турция"
Все новости
Погода в Турции
Статистика
Пользователи
Гости сайта

Сегодня нас посетили:

Новое на форуме · Правила форума · Поиск по подфорумам · RSS

Страница 1 из 11
Модератор форума: Sandra 
Форум » Все о Турции - Türkiye Hakkında Herşey » История Турции - Türk Tarihi » История феминизма в Турции
История феминизма в Турции

Vilna

Дата: Суббота/ Cumartesi, 19.12.2015, 11:58 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Гид по Мармарису
Турковед
Сообщений: 7919
Награды: 67
Репутация: off
История феминизма в Турции



Как турчанки стали носить брюки, роль жены Ататюрка в эмансипации женщин, феминистское движение «Дочери Ататюрка».

Похожие статьи:

  • Многоженство в Исламе
  • Место женщины в турецком обществе
  • Ататюрк, Мустафа Кемаль

    Princesssssssss - уже 9 лет.

    Я - Наташа. Я не хочу работать. Я хочу в Турцию - 8 лет.

    Самый простой способ превратить друга во врага - дать совет, который он не хочет слышать - 5 лет.
  • Оффлайн/ Off- line

    Vilna

    Дата: Пятница/ Cuma, 25.12.2015, 09:15 | Сообщение # 2
    Группа: Администраторы
    Гид по Мармарису
    Турковед
    Сообщений: 7919
    Награды: 67
    Репутация: off
    Европейские зачинщицы



    У истоков феминистского движения в Турции стояли женщины миссионерки, приехавшие из Европы посвятить себя просвещению турецких женщин. Бытует довольно расхожее мнение о том, что до реформ Ататюрка турецкие женщины жили в полном невежестве, однако феминистское движение зародилось в период Османской империи.

    В последние десятилетия девятнадцатого века в крупных вилайетах Великой Порты стали возникать женские клубы с витиеватыми названиями «Продвижение женщин», «Защита женских прав». Одна из феминисток, двадцати шестилетняя идеалистка Миллс Патрик приехала из Ирландии и получила известность как ярый борец против мусульманских платков. Она обучалась в Берлинском университете, говорила на шести языках, любила путешествовать, в свободное время разъезжала по стамбульским улицам в европейских одеждах на трехколесном велосипеде, вызывая настоящий шок у одетых в черные покрывала турчанок.

    Вокруг нее собрались турецкие девушки из богатых семей, получившие образование за границей. Османские феминистки спорили о возможности «женской революции» в Турции, предлагали создать женские партии. Разговоры заканчивались театральными представлениями под звуки кемана - турецкой скрипки - и арабского уда. Правда, женские роли исполняли немусульманские женщины-армянки. Сама возможность собираться на фоне затворнической жизни женщин выглядела революционно. Но настоящий переворот в общественном сознании совершило аргентинское танго.
    Прикрепления: 7493655.jpg(32Kb)


    Princesssssssss - уже 9 лет.

    Я - Наташа. Я не хочу работать. Я хочу в Турцию - 8 лет.

    Самый простой способ превратить друга во врага - дать совет, который он не хочет слышать - 5 лет.
    Оффлайн/ Off- line

    Vilna

    Дата: Пятница/ Cuma, 25.12.2015, 09:25 | Сообщение # 3
    Группа: Администраторы
    Гид по Мармарису
    Турковед
    Сообщений: 7919
    Награды: 67
    Репутация: off
    Шальвары, как вызов обществу



    Вслед за европейскими женщинами турецкие феминистки обратили внимание на брюки. В конце девятнадцатого века в Лондоне феминистка и оригиналка мисс Дженкинс отрезала половину своего кринолина и, надев под него турецкие шаровары, отправилась на прогулку. О преимуществах этой одежды она поведала на страницах феминистского журнала. Давно забытые шелковые шальвары, которые в то время носили только отсталые анатолийские крестьянки, неожиданно вошли в моду. На стамбульских улицах появились довольно нелепо одетые дамы в широких ярких штанах. «Общества любительниц шальваров» устраивали публичные демонстрации в защиту этой старинной одежды.

    Мехмет Ичюз, преподаватель истории: «На страницах прессы развернулась настоящая компания против женщин в мужских шальварах. Дамы, рискнувшие появиться в обществе в таком виде, подвергались всяческим насмешкам. После образования республики в двадцатых годах женщины стали носить и брюки. Журналисты, однако, утверждали, что брюки – мужская одежда и носить их женщинам «харам», то есть грех. Ношение брюк до сих пор запрещено во многих турецких офисах и компаниях как одежда, которая отвлекает от работы сотрудников мужского пола».

    Одной из первых женщин, рискнувшей надеть брюки в консервативной тогда еще Турции, стала жена основателя турецкой республики Кемаля Ататюрка Латифа. Дочь богатого купца, она изучала право в Париже, владела немецким, английским и греческим и слыла одной из самых образованных женщин своего времени.

    Подражая европейским модницам, Латифа коротко стригла волосы, что выгодно оттеняло ее глубокие выразительные глаза. Будучи секретарем Ататюрка, слишком раскованная Латифа вмешивалась в политику, позволяла себе критику правительственного курса. Окружение турецкого президента поражало вызывающее, по их мнению, поведение этой независимой женщины, которая считала себя равной мужу. После двух лет совместной жизни они развелись, властному супругу были не по вкусу эти манеры. Возможно, поэтому Ататюрк принял решение закрыть все феминистские клубы, которые казались ему совершенно бесполезными игрушками. «Умами общества должно владеть государство, которое решит, что необходимо его гражданам» - не раз говорил основатель современной Турции. По этой же причине были запрещены и другие общественные организации: суфийские ордена, многочисленные масонские ложи, к одной из которых, как поговаривали, некогда принадлежал и сам Мустафа Кемаль.


    Princesssssssss - уже 9 лет.

    Я - Наташа. Я не хочу работать. Я хочу в Турцию - 8 лет.

    Самый простой способ превратить друга во врага - дать совет, который он не хочет слышать - 5 лет.
    Оффлайн/ Off- line

    Vilna

    Дата: Пятница/ Cuma, 25.12.2015, 09:29 | Сообщение # 4
    Группа: Администраторы
    Гид по Мармарису
    Турковед
    Сообщений: 7919
    Награды: 67
    Репутация: off
    Дочери Ататюрка



    Но вне феминистских клубов молодая, набирающая силу республика гордилась успехами женщин в общественной жизни. В тридцатых годах появились первые символы: женщина-врач, адвокат, судья и пилот. Сложную профессию летчика освоила одна из приемных дочерей Ататюрка Сабиха Гекчен.

    Мехмет Ичюз: «Родных детей у основателя Турции не было, зато он взял семь приемных дочерей и одного сына, а, кроме того, воспитывал двух мальчиков-сирот. Одна из приёмных дочерей стала известным историком, другая - первой турецкой женщиной-летчиком, третья – врачом. Их карьера стала служить примером эмансипации турецкой женщины. Кемализм демонстрировался как строй, при котором женщина может свободно развиваться».

    Так возникло массовое движение «Дочери Ататюрка», куда примкнули тысячи молодых, прогрессивных женщин. Женская организация пропагандировала завоевания республики, выступала за сохранение светских традиций и усиление роли армии в управлении государством. Особые опасения вызывал политический ислам, который насаждал законы шариата. Авторитетное движение получило поистине эпический смысл. «Дочери Ататюрка» стали синонимом женщин с активной жизненной позицией.

    «Эй героические турецкие женщины, вы способны на подвиг во имя республики!» Под звучавшие в мегафон призывы «Дочери Ататюрка» выходили на митинги в защиту республики. Совсем недавно (в 2007-2008 годах) представительницы движения стали инициаторами акций протеста по всей стране против принятия правящей исламистской партией закона о разрешении ношения тюрбана - исламской косынки в вузах и университетах страны.


    Princesssssssss - уже 9 лет.

    Я - Наташа. Я не хочу работать. Я хочу в Турцию - 8 лет.

    Самый простой способ превратить друга во врага - дать совет, который он не хочет слышать - 5 лет.
    Оффлайн/ Off- line

    ANIYA

    Дата: Вторник/ Salı, 29.12.2015, 10:50 | Сообщение # 5
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1232
    Награды: 18
    Репутация: off
    ЖЕНЩИНЫ РЕСПУБЛИКИ АТАТЮРКА



    Вступление

    “Каждая образованная женщина обязана Республике!”

    Эти слова принадлежат Тюркан Сайлан (Türkan Saylan).

    Туркан Сайлан родилась в Стамбуле 13 декабря 1935 года. Умерла 18 мая 2009 в 73-х летнем возрасте.



    Доктор медицины, просветитель, преподаватель, писательница, активистка Турции.
    Была удостоена многочисленных наград и премий.

    Главный организатор движения и защиты идей Ататюрка, создатель сообщества современной жизни – Çağdaş Yaşamı Destekleme Derneği. За что и попала в немилость государства. Её подозревали в связи по делу Эргенекона. В её квартире проводили обыск, были изъяты все документы и компьютеры сообщества.

    В последнее время эта женщина подвергалась гонениям со стороны правительства. Все эти события с фондом надломили её.

    В офис фонда подкидывали липовые кассеты с зоофилией, пытались обвинить в том, что она занимается распространением девушек, обучающихся по программе фонда, среди офицеров армии.

    СМИ вели грязную пропаганду как против неё самой, так и против фонда. Припомнили даже то, что мать Тюркан Сайлан была иностранкой (швейцаркой) и не мусульманкой, приняла мусульманство потом. В связи с этим ее обвиняли в распространении христианства (!). А этот фонд был детищем этой женщины. И до сих пор на фонд нападает налоговая, назначая огромные денежные штрафы, которые фонд не в состоянии выплатить.

    Источник: http://www.svoboda.mobi/a/1607682.html


    Оффлайн/ Off- line

    ANIYA

    Дата: Вторник/ Salı, 29.12.2015, 10:50 | Сообщение # 6
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1232
    Награды: 18
    Репутация: off
    I.Избирательное право для женщин

    Период светской Республики Ататюрка насыщен многочисленными славными завоеваниями для женщин. Женщин Республики Ататюрка можно охарактеризовать как независимыми, свободолюбивыми, придерживающихся стандартов модерна – касается ли это личной, социальной жизни, касается ли это одежды, выражения своего мнения…

    Так выглядели женщины Турции в 30-х годах прошлого столетия.



    До сих пор отголосок всех завоеваний демократии виден во всех сферах, где пребывают женщины Турции. Женщины Республики Ататюрка и сегодня современные женщины, которые активно участвуют в общественной и политической жизни страны.

    Большое достижение демократической Республики это предоставление равноправия женщинам, права быть избранным, права выбирать, права учиться,права иметь профессию…

    Эти права обозначены в Конституции Турции в 1934 году. Эти завоевания появились намного раньше даже, чем в Европе, чем в Японии (1950). Позже, в Конституцию вносились поправки, которые всё более поднимали статус женщины в глазах общества, давали ей больше возможностей для участия в социальной, политической жизни страны.

    Начало раскрепощения женщины было положено в период основания демократической Турецкой Республики в 1923 году.


    Оффлайн/ Off- line

    ANIYA

    Дата: Вторник/ Salı, 29.12.2015, 10:50 | Сообщение # 7
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1232
    Награды: 18
    Репутация: off
    В 1923 году Незихе Мухиддин Тепеделенгил (Nezihe Muhiddin Tepedelengil) попыталась основать политическую партию.



    Эту партию можно считать первой политической партией Турции. Но из-за отсутствия законодательной базы, определяющей политический курс новой страны и в силу того, что сама страна всё ещё находилась под сильным влиянием основ Османской империи и мусульманских традиций, эта партия так и не была официально зарегистрирована.

    Незихе Мухиддин Тепеделенгил родилась в 1898 году в Константинополе.

    Незихе была одной из первых женщин Турции, кто отдал силы на создание платформы гендерного равноправия. Она была первой активисткой в попытках добиться утверждения законодательного права женщин.

    Незихе была активисткой и в период Османской империи. Уже в 1913 году она открыла Ассоциацию защиты турецких женщин, где сама же и работала секретарём.

    Неудавшаяся попытка с открытием партии привела её к тому, что данное сообщество переформировали в общественную организацию. Союз турецких женщин просуществовал до 1927 года.

    В 1924 году она на собственные деньги начала выпускать журнал для женщин «Путь турецкой женщины» (“Türk Kadın Yolu”) и печатала в газете “Zekiye” статьи, посвященные проблемам дискриминации женщин.

    В 1925 году она писала в прессе статьи и памфлеты в защиту женщин в целях добиться принятия избирательного права в депутаты Национального Парламента Турции.

    В 1927 на общем слёте союза группа выступила против Незихе. В офисе организации провели обыски по исковому заявлению, которое написали её противники. Её обвиняли в коррупции, но благодаря амнистии наказания она избежала. После этого случая, ей не удавалось работать в государственной сфере. На жизнь она зарабатывала, печатая книги, давая уроки.

    Из-под пера Незихе вышло 20 романов, 300 рассказов, большое число пьес, сценариев, оперетт.


    Оффлайн/ Off- line

    ANIYA

    Дата: Вторник/ Salı, 29.12.2015, 10:51 | Сообщение # 8
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1232
    Награды: 18
    Репутация: off
    Первое избирательное право женщины Турецкой Республики получили в 1930. В этом году был принят закон о региональных органах власти и в этом законе были обозначены избирательные права в местные органы управления, одним словом, муниципалитеты.

    Мюфиде Ильхан (Müfide İlhan) первая женщина – глава муниципалитета.



    Мюфиде родилась в Мерсине в 1912 году. Её дядя Февзи Чатмак (Fevzi Çakmak) видный политический деятель, османский паша и второй маршал в период Республики, соратник Ататюрка, имел весомый вклад в победу национально-освободительной войны турок.

    Она росла – как многие дети того времени – в интернате. Закончила школу, которая готовила учителей. Она была просвещённым человеком, заслуженным учителем в Турции.

    Выйдя замуж за доктора Фарук Ильхан (Faruk İlhan) ей пришлось много поездить за своим мужем по службе.

    В 1950 году она вошла в состав коллегии муниципалитета Мерсина, где они с семьёй окончательно осели. Коллегия выдвинула Мюфиде на пост главы муниципалитета Мерсина.



    Она выпускала журнал “Mücadele” на собственные средства, который представлял интересы частных собственников.

    Умерла от сердечного приступа в 1996 году.

    В 1934 году законодательно закрепили право женщин для выборов в Национальный Парламент Турции. В первые выборы после принятия закона об избирательном праве в Парламент зашло 18 женщин депутатов.

    Список депутатов женщин в Национальном Парламенте Турции за 1935 год.



    Если смотреть на анкетные данные, то можно заметить, что больше половины из них знали иностранные языки.

    Одна женщина-депутат была без образования – Хаты Чирпан (Hatı Çırpan);

    Две женщины закончили среднюю школу –Шебике Инсель (Şebike İnse), Морова Айдилек (Morova Aydilek);

    Одна женщина закончила лицей –Эсма Найман (Esma Nayman);

    Остальные имели на то время высшее образование по профильному образованию.

    Должности и место работы первых женщин депутатов: директора школ, учителя, врачи, работающие на должности в муниципалитете, в государственных учреждениях, есть староста села.

    Соотношение замужем/не замужем, вдова примерно одинаковое – по 30%



    На одной личности депутата следует остановится подробнее.

    Хаты Чырпан, иначе Саты Кадын (Hatı Çırpan/Satı Kadın) первая женщина депутат в Национальном Парламенте Турции, одновременно мать пятерых детей. Годы жизни 1890 – 1956. Принимала активное участие в национально-освободительной войне. Во время приезда в Казан (м.Анкара) турецкой освободительной армии, Саты и Мустафа Кемаль, который возглавлял армию, подружились. И в то время он посоветовал ей стать народным депутатом и вместо имени Саты называл её Хаты.



    Имя Хаты, Мустафа Кемаль слишком увлекающийся историей древней народности хатты, дал в честь него. Хатты проживали на территории Турции в южной Анатолии в период 2500—2000/1700 г. до н. э. в эпоху раннего и среднего бронзового века.

    Хаты в то время, когда её избрали в парламент, была старостой в своём селе.


    Оффлайн/ Off- line

    Sandra

    Дата: Вторник/ Salı, 12.01.2016, 12:55 | Сообщение # 9
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2069
    Награды: 11
    Репутация: off
    II.Искусство

    Исламский период страны оставил неизгладимое влияние на отношение к женщине. Ведь театр был культурой западного стиля, поэтому играть в нём женщинам не разрешали.

    Бедиа Муваххит Статцер (Bedia Muvahhit Statzer) родилась в Константинополе 16 января 1897 года. Первая мусульманская женщина Турции – актриса театра и кино.



    После окончания специальной мусульманской школы, она поступила во французский лицей Нотр Дам де Сион, где выучила французский и греческий языки. В 1921 году Бедиа приступила к работе учителем французского языка в женском лицее в Эренкое (Erenköy Kız Lisesi).



    Несмотря на то, что творческая жизнь Бедиа началась в 1908 году, она смогла осуществить карьеру на сцене только в пору образования светской республики в 1923 году. И помог ей в этом турецкий режиссер, актёр театра, сценарист Мухсин Эртугрул (Muhsin Ertuğrul). Он пригласил её сняться в фильме по роману Халиде Эдип Адиван (Halide Edip Adıvar) “Рубашка из огня” (Ateşten Gömlek). В этом фильме Бедиа сыграла роль Айше.

    Сценарист фильма Халиде Эдип Адиван незаурядная женщина. Она активная участница освободительной войны, работала в штабе Мустафы Кемаля Ататюрка военным пресс-секретарем, описывая события военных действий и дни армии, писатель и феминистка.



    Но не только режиссер способствовал становлению карьеры Бедиа в качестве актрисы. Возможность выйти на сценический помост можно связать со становлением новой демократической Республики Ататюрка.

    Она сыграла более 200 ролей в театре и кино. В 1927 году после смерти первого мужа, она вышла замуж за пианиста из Австрии Ферди Штатцер. Брак продлился до 1951 года. В 1975 году вышла на пенсию. В 1987 году получила награду и звание Заслуженного деятеля искусств.


    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
    Оффлайн/ Off- line

    Sandra

    Дата: Вторник/ Salı, 12.01.2016, 12:55 | Сообщение # 10
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2069
    Награды: 11
    Репутация: off
    Джахиде Серап Сонку (Cahide Serap) родилась в Йемене 27 декабря 1919 года, умерла в Стамбуле 18 марта 1981 года.

    В истории Турции осталась первой женщиной режиссёром. Была также актрисой театра и кино.



    В 16 лет она вошла в состав так называемого западного театра Darülbedayi, который был открыт еще в Османский период Турции. При нём была основана первая консерватория. Сам театр образован в 1914 году Пашой Джемиль Топузлу, который был на то время в должности главы Стамбула. Основная цель этого театра была представить концепт западного искусства, к которому тяготела турецкая элита Османского периода. В театр пригласили руководить французского маэстро Адре Антуан. Театр размещался в районе Şehzadebaşı в здании Letafet Apartmanı.

    В 1933 году Джахиде снялась в фильме «Одно слово – один Аллах» (“Söz Bir Allah Bir”). В 1950 году основала свою кинематографическую компанию Sonku Film. В фильме «Самоотверженная мать» (“Fedâkar Ana”) поработала как режиссер.

    После фильма “Bataklı Damın Kızı Aysel” стала самой настоящей примадонной, за которой гонялись тучи поклонников. В 1963 году на киностудии Sonku Film произошёл страшный пожар. После этого пожара компания так и не смогла оправиться, вскоре разорившись, закрылась.

    Сонку поступила в государственный театр, но проработала там недолго. Последние годы она сильно бедствовала. В 1979 году удостоилась награды от Общества Кинематографистов и Писателей. Умерла прямо в кинотеатре в 1981 году.

    Фатма Алийе Топуз (Fatma Aliye Topuz) родилась 9 октября 1862 в Константинополе. Фатьма —турецкая писательница-романистка, колумнистка, эссеистка, борец за равноправие полов. Фатма Алийе Топуз считается первой женщиной-романисткой как в Турции, так и во всем Исламском мире. (википеди)



    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
    Оффлайн/ Off- line

    Sandra

    Дата: Вторник/ Salı, 12.01.2016, 12:55 | Сообщение # 11
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2069
    Награды: 11
    Репутация: off
    Сабиха Ханым (Sabiha Hanım) – в замужестве Бенгюташ – родилась в Константинополе в 1904 году и считается в Турции первой женщиной художником и скульптором.



    Начальную школу Сабиха закончила в Турции, а далее, в связи с переездом отца в Дамаск по работе, образование необходимо было продолжить в Сирии. Там она получила 4-летнее образование во французской католической школе. Вернувшись в Турцию, Сабиха закончила лицей в Стамбуле, а затем поступила школу искусств Sanayi-i Nefise Mekteb-i. Эта школа была образована в 1882 году, а в 1928 году она была переименована в Академию искусств. В 1956 году Академия преобразована в Университет изобразительного и архитектурного искусства им. Мимар Синана.

    Сабиха была одной из первых турецких студенток, которая получила грант на получение образования в Риме. Она училась в мастерской профессора Луппи. Затем она была ассистентом у итальянского скульптора Пьетро Каноника, который был одним из автором создания известного парка Таксим и монументальных ансамблей Ататюрка. Некоторое время она жила и работала в России и Бельгии.

    На открывшейся выставке в Галатасарай она была первой женщиной участницей. На выставке она представляла несколько скульптур и бюстов. А в 1938 году получила награду за реалистичные образы в бюстах Ататюрка и Иноню.

    Йылдыз Моран (Yıldız Moran) первая женщина в Турции, которая получила профессиональное образование фотографа в Англии. Родилась Йылдыз 24 июля в 1932 году в Стамбуле. Когда ей было 22 года ее фотографии выставлялись по всему миру.



    И вдруг она неожиданно бросила карьеру фотографа. Почему?

    Надо было зарабатывать деньги. И она пошла договориться насчет новогодних открыток в печатный дом, где и познакомилась с известным в то время поэтом Özdemir Asaf, в которого безумно влюбилась. Они поженились и в течение 4-х лет у них родилось трое сыновей. Она бросила карьеру ради мужа и детей. Из окружения Özdemir Asaf никто не знал, что его жена была фотографом.

    После смерти своего мужа в 1981 году она выпустила много переводов, воспоминаний, эссе …
    Ради этого мужчины она положила на плаху свое великолепное образование и карьеру…


    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
    Оффлайн/ Off- line

    Sandra

    Дата: Вторник/ Salı, 12.01.2016, 12:56 | Сообщение # 12
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2069
    Награды: 11
    Репутация: off
    Инджи Оздиль (İnci Özdil) родилась в Анкаре в 1960 году в интеллигентной семье. Отец был врачом, мать инженер агроном, сестра Инджи – известный музыкант/композитор. После начальной школы была принята в государственную консерваторию как особо одарённый ребенок.



    Пройдя разностороннюю специализацию в Турции, получив по классу пианино и мастерству дирижерства дипломы, она выступая в Симфоническом оркестре, получила специальный грант в Англии в Королевской академии музыки (Royal Academy of Music). Она училась и работала под руководством мировых звёзд. Её руководителями были британский дирижёр Сэр Колин Рекс Дэвис, британский дирижёр Сэр Джордж Харст, руководитель хора Хорст Ньюман. В 1986 году она работала с великими маэстро в Музыкальной академии Киджи Карло Мария Джулини. Закончив с отличием британскую академию, в 1988 году стала обладателем в номинации «На лучшую музыкальную интерпретацию» на фестивале, посвященному немецкому композитору Ханс Вернер Хенце.

    По возвращению в Турцию работала руководителем государственного хора.

    В 1989 году работала в петербургской консерватории.

    Участвовала в многочисленных правительственных концертах как в Турции, так и за рубежом.

    В Турции с 2009 года является первой женщиной дирижёром государственного симфонического оркестра, основательница Оркестра Модерн.


    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
    Оффлайн/ Off- line

    Sandra

    Дата: Вторник/ Salı, 12.01.2016, 12:56 | Сообщение # 13
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2069
    Награды: 11
    Репутация: off
    III.Интеллигенция

    Халет Чамбел (Halet Çambel) родилась в 1916 году в Германии, закончила Парижский Университет, археолог по образованию. В 1936 году представляла Турцию на Олимпийских играх. Это было первое участие Турции в Олимпийских играх.



    аботала некоторое время в Германии. Когда началась первая мировая война, вернулась в Турцию.

    Она первая в 1950 году начала раскопки в местности Аданы Хеттского царства. Обладатель премии Prens Claus.

    В Турции работала на кафедре Стамбульского университета, писала в газете Tan Gazetesi. Халет умерла в январе 2014 года.

    Сюрейя Агаоглу (Süreyya Ağaoğlu) родилась в Азербайджанском городке Шуша в 1903 году. Умерла в Стамбуле 29 декабря 1989 года. Сюрейя – первый турецкий юрист, женщина адвокат, одновременно была писателем.



    Семья Агаоглу мигрировала в Турцию в 1910 году. Её отец был близким другом Ататюрка. В 1920 году, закончив стамбульский женский лицей, в 1921 году подала документы в заведение Darülfünun, имевшее статус университета. Это учебное заведение было основано ещё в 1900 Абдул-Хамидом II.

    Сюрейя была первой девушкой, которая хотела поступить на юридический факультет. На факультете не было женского отделения и Сюрейя стала невольно первооткрывательницей – благодаря ей такой факультет появился. Сагитировав ещё несколько подружек, они подали заявку, чтобы такой факультет непременно был создан. После окончания университета Сюрейя получила работу в Государственном департаменте по административным реформам в Анкаре. В 1925 году её приняли в Коллегию адвокатов Анкары.

    В 1928 году вместе с получением лицензии на адвокатскую деятельность получила звание «Первая женщина адвокат Турции».

    Участвовала также в деятельности стамбульской Коллегии адвокатов. В 1960 году была избрана от Ассоциации женщин юристов Турции представителем Европейского союза в Женеве. С 1980 по 1982 год выполняла функции второго председателя Федерации женщин юристов Турции.

    Была активным участником также и в политической деятельности, участвовала в работе многочисленных образовательных, юридических обществ как в Турции, так и за рубежом. Является первым основателем Общества защиты детей.

    Айсима Алтынок (Aysima Altınok) по праву можно назвать первым нейрохирургом Турции. родилась в 1929 году в городе Эрзинджан. В 1952 году закончила в Стамбульском университете медицинский факультет. Год стажировалась в Главной хирургии, затем перешла в качестве ассистента к врачу, доктору медицинских наук Фейях Беркай (Feyyaz Berkay) в отделение неврологии. В 1959 году стала обладательницей титула «Первая женщина врач неврологической хирургии».



    Перихан Онган (Perihan Ongan) в государственном реестре славных женщин отечества числится в звании первого учителя.



    Годы жизни Перихан 1909 -2005 года. Начала свою карьеру учителем в 30-х годах прошлого столетия. Работала в разных школах, лицеях по всей стране. Была одним из основателей Ассоциации Женщин Турции, оставаясь председателем долгое время.


    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
    Оффлайн/ Off- line

    Sandra

    Дата: Вторник/ Salı, 12.01.2016, 12:56 | Сообщение # 14
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2069
    Награды: 11
    Репутация: off
    IV.Ханым из “железа”


    Самие Моркая (Samiye Morkaya) родилась в Константинополе в 1899 году. Там же закончила немецкую школу. Интересуясь музыкой, получала частные уроки игры на скрипке в течение 8 лет. В 1922 году прошла экзамен в только что открывшейся консерватории и получила работу преподавателя по классу скрипки.



    Первый автомобиль Самие получила в подарок от своего мужа, популярного в ту пору романиста Бурхан Джахида (Burhan Cahid Bey). Через некоторое время она стала участвовать в автопробеге. Каждые два года она меняла автомобиль. И многие года оставалась единственной женщиной в чисто мужском автомобильном клубе.

    В 1932 году завоевала первое место в гонках на 9,5 километров. Занявший второе место участник опротестовал финальные результаты, мотивируя тем, что женщина не должна участвовать в гонках. Её победу аннулировали. Первое место Самие отсудила себе через суд.

    В 1934 году на гонках попала в аварию, получив серьёзные увечья. В аварии пострадала левая рука – была сильно раздроблена. Руку восстанавливали по кусочкам. Но всё же до конца не удалось восстановить пальцы. Для неё это было самой тяжелой трагедией, так как она больше не смогла играть на скрипке.

    Но она не бросила вождение и так и провела все свои оставшиеся годы за рулём. Умерла она в 1972 году в возрасте 73 лет во время вождения своего автомобиля.


    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
    Оффлайн/ Off- line

    Sandra

    Дата: Вторник/ Salı, 12.01.2016, 12:57 | Сообщение # 15
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2069
    Награды: 11
    Репутация: off
    Шериф Фериха Санерк (Şerife Feriha Sanerk) первая женщина начальник областного управления полиции Шерифе (ж.р. от шериф) Фериха Санерк родилась в Измире в 1923 году. Она закончила кафедру политических наук в Анкарском Университете. Она была первой девушкой на этом факультете.



    Ей пришлось испытать на себе полный комплект проблем, связанных с дискриминацей по гендерному признаку. Её не утвердили на должность губернатора. Она поступила служить в полицию, но в 1953 году, когда её опять не утвердили на высшую должность по причине, что она женщина, Шерифе подала в суд и выиграла процесс. Так она вступила в должность начальника полиции.



    Умерла в 2010 году.

    Семиха Эс (Semiha Es) (годы жизни 1912-2012)– первый военный фотокорреспондент и журналист- родилась в Констинополе в 1912 году. Заниматься фотографией начала благодаря своему супругу. Хикмент Феридун Эс известный в Турции журналист, писатель. Она – иногда с мужем – побывала во многих горячих точках планеты. Обладатель многочисленных международных и национальных наград.



    Сехел Аксель Айтач (Seher Aksel Aytaç) закончила Технический Университет Йылдыз по специальности строительство и обслуживание железнодорожных путей и сразу начала работать на ж/д.



    Но мечта её была стать машинистом поезда. После окончания курсов по подготовке машинистов, она поступила стажером в качестве помощника. Но законодательство Турции не предусматривает условия работы для женщин на железнодорожных путях, поэтому её перевели техником в управление ж/д.

    Чтобы пройти необходимый экзамен для работы машинистом она подала документы, отметив в графе анкеты мужской пол. В качестве машинистов приняли только двух женщин Сенер Аксель и Хулия Четин (Hülya Çetin). На сегодня это первые и последние женщины машинисты в Турции, так как в законодательстве до сих пор не произведены какие-либо изменения в пользу использования женского труда.


    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
    Оффлайн/ Off- line

    Sandra

    Дата: Вторник/ Salı, 12.01.2016, 12:57 | Сообщение # 16
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2069
    Награды: 11
    Репутация: off
    Лале Орта (Lale Orta) родилась в 1960 году в Стамбуле.Единственная женщина –футбольный судья, защитила докторскую диссертацию по методике футбола на тему «Аналитический подход в организации футбола в мировой и национальной практике».



    Лале входит в список судейской коллегии Международной федерации футбола FIFA, пожалуй, единственная женщина в Европе. Является также председателем Научного совета по спорту при Университете Окан. Супруг Лале – всем известный артист театра и кино Ахмет Орта (Ahmet Orta).



    https://taggta.wordpress.com/2014....ики-ата

    Спасибо за интересную тему авторам: Vilna и ANIYA


    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
    Оффлайн/ Off- line

    ANIYA

    Дата: Среда/ Çarşamba, 13.01.2016, 14:10 | Сообщение # 17
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1232
    Награды: 18
    Репутация: off
    Исламский феминизм (опыт Турции)



    Феминизм появился на свет вместе с французской и американской революциями. В этой статье турецкий исследователь Аднан Челик попытался рассмотреть «исламский феминизм» — одну из версий феминизма, возникших после того, как это движение получило распространение за пределами западного мира.

    Феминизм в целом можно определить как движение за равенство женщин, ставящее целью ликвидировать распределение власти в обществе в пользу мужчин. Эта цель породила и стремления ликвидировать дискриминацию женщин, всякого рода давление на нее и ее эксплуатацию. Феминизм, начавшийся на Западе с требований прав и свобод, со временем распространился по всему земному шару, и в настоящее время продолжает свою борьбу в разных культурах, в разных версиях. С изменением общества произошли важные изменения и в требованиях и в целях этого движения, но в целом оно не отказалось от борьбы против патриархального общества, где основная роль принадлежит мужчинам. Феминизм демонстрирует разные версии в зависимости от культурной среды и условий, но во всех этих версиях сохраняется общее для них не теряющее своей актуальности требование равенства.

    Феминизм в Турции, как и на Западе, прошел свою эволюцию, изменился под влиянием времени (İngün,2005:1). Ряд отличных от западных существующих в нашем обществе практик естественным образом повлиял на требования женских движений. В Турции, где господствует исламская культура, к феминизму относятся более осторожно, да и требования феминисток более сосредоточены не на равенстве мужчин и женщин, а на сходстве.

    С созданием Турецкой республики ускорившиеся процессы модернизации породили в обществе существование двух полюсов, и эта двойственность явным образом проявилась и в женском движении. Процесс секуляризации, возникший наряду с модернизацией, сосредоточился на женщине. Запрет женщинам в общественных местах носить платок породил, как уже говорилось, два полюса. С одной стороны, существует феминистическое движение, утверждающее, что платок является ограничением свободы женщины. С другой стороны иные феминистические и/или исламские движения утверждают, что возможность в соответствии со своей волей и предпочтением платок в общественных местах также является одним из аспектов свободы. Эта двойственность порождает немало споров и расширяет масштаб женских движений в нашей стране.

    Феминизм, распространившийся на волне новых социальных движений в мировых масштабах, оказал свое влияние и на Турцию, породив серьезные споры и в среде религиозных женщин-мусульманок. Таким образом, женщины заставили общество слышать свои голоса, высказывая свое мнение в разных мусульманских журналах, печатных органах и общественных собраниях. Эти женщины, собравшиеся под лозунгом «Не женщина, а человек», выступали с требованием открыть им дорогу. И хотя они, считая феминизм порождением Запада, предполагали, что он не сможет вписаться в турецкое общество, в своих требованиях прав для женщин за основу они брали это движение (İngün,2005:1).

    Те же женщины, которые стали появляться на общественной арене, позиционируя себя как носящие платок мусульманки, в последние годы, открыв дискуссию о сформировавшемся в мусульманской практике восприятии женщины, начали выдвигать требования, в своей основе предполагающие равенство. Связи, которые пытались наладить между феминизмом и Исламом, со временем породили своеобразное явление, именуемое «исламским феминизмом». Прежде, чем приступить к рассмотрению темы исламского феминизма, нам кажется полезным в общих чертах коснуться темы феминизма в целом.

    Феминизм: общее понятие

    Феминизм в целом можно определить как движение за свободу, выступающее за ликвидацию всякого неравенства между мужчинами и женщинами, защищающее политическое, экономическое и общественное равенство полов. На Западе с эпохи Французской революции началась борьба за право женщин избирать и быть избранными, обладать собственностью и быть свободными. Феминизм возник как движение, выступающее против дискриминации по половому признаку, давления общества по половому признаку и эксплуатации женщин. В основе движения лежит не ненависть к мужчинам, а требование равенства полов (Hooks,2000:2). Феминизм есть философская и этическая система, ставящая перед собой цель ликвидировать традиционные представления, основой которых является незаконно присвоенная мужчинами власть над женщинами и которые представляют женщину как слабое, эмоциональное, неразумное, лишенное добродетелей существо. Феминизм возник как движение, имеющее целью, исправив предубеждения о естественности мужской власти и пренебрежении личностным опытом женщин, предоставить женщинам широкие права и уничтожить неравенство между полами. В XX веке феминизм превратился в весьма развитое общественное движение (Felsefe Sözlüğü,2003:553).

    В «Словаре» Роберта феминизм определяется как доктрина, предусматривающая расширение роли женщины в обществе и их прав, а датой его возникновения называется конец XVIII века. Само слово «феминизм» происходит от латинского femine, впервые оно появилось во французском языке после 1837 года, в английском языке же это движение носит название womanism (Sevim,2005:7). Впервые применение этого слова зафиксировано в 80-х годах XIX века в французском журнале La Citoyene Убертиной Оклер с целью критики системы, где власть принадлежит мужчинам, в контексте прав и свобод, обещанных женщине Французской революцией. Феминизм по своему происхождению является европейским, по сути, понятием. Хотя его истоки можно возвести и к более раннему периоду, историю этого движения в современном виде можно начать с XVII века, с Французской и Американской революций. Эссе Мэри Уолстонкрафт «Защита прав женщины», завершенное в 1792 году, считается самым важным из ранних феминистических трудов. А название «feminism» этому движению дал французский социалист-утопист Шарль Фурье (1837).

    Выделяют два периода развития феминистического движения – до 1-й мировой войны и после 1968 года. Эти периоды носят название феминизм первой и второй волны. Феминистки первой волны боролись за равные с мужчинами права, их требованием было основывать экономические и политические решения не половым признаком, а по профессионализму (Suman,2000:80). Феминистки второй волны же, делая ударение на биокультурной сущности, перешли к требованиям субъективизации. Для них уже было недостаточно признание их равными мужчинам. Хотя их борьба была в основном сосредоточена на равенстве на политической арене, они требовали более широких культурных преобразований. Феминистки второй волны, делая упор более на различиях, чем общих чертах, сосредоточились на требовании особого отношения к женщине в виду наличия у нее особых качеств (Suman, 2000.81).

    Основным аргументом феминисток второй волны является то, что физически, эмоционально и биологически женщина отличается от мужчины, но это отличие не значит, что она хуже мужчины, и не оправдывает ее более низкий социальный статус.

    Так как не было выработано теории, позволяющей оценить как целое феминистическое движение, критикующее патриархальную общественную формацию, то феминистические мыслители, оставаясь под действием таких течений, как либерализм, марксизм, психоанализ, экзистенциализм, вырабатывая свои теории, занимались поисками альтернативного решения. Все эти теории заявляют, что в патриархальном обществе женщина теряет свою ценность и воспринимается более как объект, чем как субъект, и доискиваются до причин этого.


    Оффлайн/ Off- line

    ANIYA

    Дата: Среда/ Çarşamba, 13.01.2016, 14:12 | Сообщение # 18
    Группа: Проверенные
    Турковед
    Сообщений: 1232
    Награды: 18
    Репутация: off
    Исламский феминизм

    Исламский феминизм является одной из смешанных идеологий, которые в последнее время пытаются найти себе место в жизни. Это направление, включающее в себя все феминистические по характеру речи и практики внутри парадигмы исламской мысли, становится объектом дискуссий и в нашей стране. Эти споры, начатые современными, образованными и достаточно обеспеченными молодыми мусульманками, которые начали появляться на общественной арене в связи с практикой ношения платка, со временем обрели масштаб.

    В литературе много говорится о современных правах человека, о равенстве всех людей. Но в практике повседневной жизни исламского мира существует разное отношение к мужчинам и женщинам, а также фактический более высокий социальный статус мужчин. Стремления уничтожить это, а также защитить равенство и/или превосходство мусульманских женщин, используя возможности Ислама, породило явление, именуемое исламским феминизмом. Этот термин вошел в обиход в 1990-х годах. Согласно исследованиям иранских ученых и писательниц Афсанех Нажмабадех и Зибы Мир-Хоссайни, использовался в созданном в Тегеране обществом «Shahla» в 1992-м году женском журнале «Занан», а также Маи Йамани из Саудовской Аравии в 1996 году в книге «Феминизм и Ислам». Турецкие ученые и писательницы Йешим Арат и Фериде Аджар зафиксировали первое применение термина «феминизм» в книге Нилюфер Голе «Современный махрам» (издана в 1991 году на турецком, а в 1996-м году на английском языках).

    Как правило, термин исламский феминизм используется для обозначения речей и практики феминистического характера внутри исламской парадигмы. Занимаются этой проблемой, как правило, женщины ученые и писательницы в своем большинстве из арабского мира и полуострова Индостан, получившие частично образование в западных странах и создающие труды на западных языках. В этих трудах они, используя и основанные на исламских источниках исследования, и речи феминистических движений современного мира, и академические работы, пишут о «правах женщины». Именно они ввели в обиход понятие «исламский феминизм». Эти женщины избегают в своих трудах вступать в явное противоречие с религией, а те элементы в религии, которые противоречат феминистическим высказываниям, трактуют с исторической перспективы.

    Такие деятели, как профессор исследований Ислама Вирджинского Государственного Университета Амина Вадуд, образуют другую категорию, действующую под названием мусульманского феминизма. Деятели этого направления вместо того, чтобы стремиться установить равенство между мужчинами и женщинами, придерживаются той мысли, что Ислам следует трактовать заново. Феминисты этой категории утверждают, что Ислам был порожден общественной формацией, в которой существовала эксплуатация женщины и господствовал патриархальный строй (İngün,2005:108).

    Если одни феминисты Запада прямо вступают в противоречие с религией, и считают ее и в своей сути, и своей ролью в историческом процессе источником и носителем патриархального строя, то другие избегают критиковать религию саму по себе, но критикуют возникшие с течением времени ее толкования и отдельные институты. Получая от них вдохновение, мусульманские феминисты, старательно избегая критики Ислама в своей сути и того факта, что Пророк был мужчиной, все же не могут удержаться от критики исторических толкований. Они критикуют и даже могут отвергать условия достоверности с точки зрения не традиционных авторитетов, а в соответствии с критериями разума слов Пророка Мухаммада, т.е. хадисов. Но к священному тексту, относительно которого нет ни малейших сомнений, т.е. Корану, они имеют свой подход. По их мнению, выражения Корана, из которых явствует превосходство мужчин, следует истолковывать в соответствии социально-экономическим строем арабского общества того времени, и более, чем на явный смысл, следует обращать внимание на скрытый или же цель той или иной фразы.

    Согласно исламским феминистам, Ислам был узурпирован мужчинами, проникнутыми патриархальным сознанием. И, по их мнению, нашу религию следует «освободить», очистив от толкований и практик, оставляющих женщин на вторых ролях (İngün,2005:109).

    Как правило, до последнего времени религиозные круги в Турции считали женские движения исключительно западным веянием. Они говорили, что, так как в христианстве и иудаизме женщине вменяется в вину сама ее сущность, оставляя ее вне общества, то на Западе, по ряду веских причин, и возникли женские движения. Также, имея в виду Ислам, подчеркивалось, что феминисты заблуждаются, оценивая таким же образом все небесные религии (Aktaş, 1991:251–259). Под воздействием этого подхода об исламском феминизме долгое время вообще не говорили, а само движение не имело особого влияния.

    Что же касается Турции, то мы наблюдаем, как в 90-е годы на телевизионных каналах в рамках активизировавшихся споров о мусульманских женщинах, стали подниматься и темы, которые можно было назвать проявлением мусульманского феминизма. Эти споры, ведущиеся по поводу платка, пятничного намаза и т.п., показали, что требования исламских феминистов уже получили определенное признание в обществе.

    Люди, которые находились в сердцевине формировавшегося в 1980-е годы феминистических движений, не имея достаточных знаний об Исламе, не занимались какой-либо критикой религии или ответами на религиозные вопросы.

    В 90-е годы на фоне вопросов и споров о женской сущности под лозунгом «и для мужчин, и для женщин о личности женщины из-под пера женщин» начал выходить журнал «Mektup» («Письмо»). Велись споры и предлагались решения по вопросам понимания женщины и ее сексуальной природы в западном образе жизни, о превращении женского тела при капиталистическом строе в товар и его эксплуатация, практике женщин в самую лучшую эпоху Ислама – времена Пророка (с.а.в.), праве женщины избирать и быть избранными. Все это и создало основу такого явления, как исламский феминизм.

    В Турции самые бурные дискуссии, которые можно оценить в рамках исламского феминизма, вызывал вопрос платка и хиджаба. Начавшееся после переворота 1980-го года и яростно отвергнутое 28 февраля светскими кругами ношение хиджаба в общественных местах в последние годы становится фокусом дискуссий. Женщины, которые определяли себя именно как мусульманки, вместе с этим обрели и общественное признание, и заставили прислушиваться к себе. С усилением противодействия этим спорам, эта тема обрела не только большую ширину, но и глубину. Образованные молодые мусульманки, высказывая свою точку зрения, на основе исламских ценностей создали толкования и практики с доселе не наблюдавшейся женской точки зрения. И такое явление, как исламский феминизм, появился в результате бурных дискуссий в области подобных высказываний и практик.

    ИТЕРАТУРА
    İngün, Özlem (2005), Feminizm ve İslam İlişkisi: ‘İslami Feminizm’ (Yayınlanmamış yüksek lisans tezi), Uludağ Üniversitesi: Bursa
    Suman, Defne (2000), Feminizm, İslam ve Kamusal Alan (Nilüfer Göle, İslam’ın Yeni Kamusal Yüzleri içinde), Metis yayınları: İstanbul
    Aktaş, C. (1991), Kadın Toplumsallaşması ve Fitne, İslami Araştırmalar, Cilt 5, Sayı 4, s. 251-259
    Felsefe Sözlüğü (Hazırlayanlar: A. Güçlü, E. Uzun, S. Uzun, Ü.H. Yolsal), Bilim ve Sanat Yayınları, 2003, Ankara, 1728 sayfa
    Hooks, Bell (2000), Feminizm Herkes İçindir, (Çev: Ece Aydın vd.), Çitlembik Yayınları: İstanbul
    Kara, N. (2006), 80 ve 90’larda Türkiye’de Feminist Hareketler, Kadın Çalışmaları Dergisi, Sayı:3, s. 16-39.
    Sevim, Ayşe (2005), Feminizm, İnsancıl Yayınları: İstanbul

    Автор: АДНАН ЧЕЛИК

    Источник: www.indigodergisi.com

    Справка:

    Аднан Челик – родился в 1983 году в Диярбакире. В 2004 году закончил Университет Диджле. В 2005 года работает в одной из школ ильче Кулб.

    Одновременно с работой продолжил обучение в Университете Сельджук на социологическом факультете. Темой его диссертации стала история мультикультурного сообщества одной махали в Диярбакире, известной как махалля Гавур. Наряду с педагогической и исследовательской деятельностью сотрудничает с общественными организациями, приняв участие в нескольких проектах, связанных с образованием, женскими и молодежными программами.

    Материаль взять с сайта: islam-portal.ru


    Оффлайн/ Off- line

    snow_white

    Дата: Четверг/ Perşembe, 14.04.2016, 10:40 | Сообщение # 19
    Группа: Проверенные
    Знаток Турции
    Сообщений: 453
    Награды: 3
    Репутация: off
    девочки, браво! спасибо за такую подборку. я с недавних пор интересуюсь востоком и женщинами в исламских странах. респект за информацию!

    світ не без добрих людей!
    i hope one day kindness takes over the world
    Оффлайн/ Off- line
    Форум » Все о Турции - Türkiye Hakkında Herşey » История Турции - Türk Tarihi » История феминизма в Турции
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    ▲ Вверх