Танец дервишей - Форум — Форум о Турции - Мой дом Турция - BENİM EVİM TÜRKİYE
Türkçe:
Форма входа
логин
пароль
Наш опрос
Говорите ли Вы в своей повседневной жизни по-турецки?
Всего ответов: 4017

Конвертер валют
Новости сайта
Проблемы с сервером
Почему возникают проблемы? Что делать? Это только у меня или у всех?
Новый набор на курсы турецкого
Новый БЕСПЛАТНЫЙ курс турецкого стартует 15 сентября! Не пропустите!
Авторские права на тексты
Яндекс на защите авторских прав сайта "Мой дом - Турция"
Все новости
Погода в Турции
Статистика
Пользователи
Гости сайта

Сегодня нас посетили:

Новое на форуме · Правила форума · Поиск по подфорумам · RSS

Страница 1 из 11
Модератор форума: Sandra 
Форум » Все о Турции - Türkiye Hakkında Herşey » История Турции - Türk Tarihi » Танец дервишей (Сама - танец дервишей)
Танец дервишей

Sandra

Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.02.2011, 10:54 | Сообщение # 1
Группа: Супермодераторы
Турковед
Сообщений: 2069
Награды: 11
Репутация: off
Танец дервишей сама



Традиция сама восходит к XIII веку, когда суфии под началом Джелаладдина Руми, персидского философа и поэта, предаваясь молитве и аскезе, познавали бога.

Но одаренный Джелаладдин Руми нашел путь, который и до сих пор смущает ортодоксальных богословов, – путь музыки и танца. Танец дервишей был изначально храмовым ритуалом, действом для посвященных. Чтобы быть допущенным к сама, монах три года проводил в монастыре, в жесткой аскезе: первый год он служил ближним, второй – Аллаху, и третий совершенствовал свою душу.

Но так получилось, что закрытый ритуал оказался чрезвычайно зрелищен, в нем очевидна и художественная ценность. Вихрь, создаваемый кружением дервишей, ритмичная музыка, гипнотизируют, захватывают зрителя. Созерцая танец, он получает некую весть о мире. Поэтому танец-молитву персидских суфиев сейчас активно исполняют в Турции на сцене, и ежегодно на могиле Руми проводят фестиваль дервишей.

Ни у какого другого танца нет столь странного костюма. Дервиши танцуют в высоких красных шапках, белых длинных платьях с очень широкой юбкой, а черную накидку сбрасывают в начале танца. Но вот каков смысл наряда: белое одеянье символизирует саван, шапка – могильную плиту, а накидка – гробовые покровы. Танец дервищей – это размышление о мире, драма смерти и возрождения, недаром бренные гробовые покровы сброшены в самом начале.

Значимо и положение танцующих на сцене: они собираются кругом, в центре которого – главный дервиш. Не такая уж редкая расстановка, но в случае сама она символизирует Солнце и планеты, и в этом космическом танце дервиши соединяют небо и Землю: для этого одна ладонь распростертых рук обращена кверху, а другая – книзу.

В экстатическом трансовом состоянии, закинув голову, дервиши могут кружиться так долго, как, кажется, не в человеческих силах. Вот, как будто, танец окончен, дервиши падают на колени. Но – музыка вступает снова, и кружение будет продолжаться.



  • Мавзолей Мевляны - истоки суфизма
  • Конья - любимый город Мевляны
  • Джалаладдин Руми Мевляна
    Прикрепления: 8302570.jpg(72Kb) · 8803165.jpg(64Kb)


    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
  • Оффлайн/ Off- line

    Sandra

    Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.02.2011, 10:58 | Сообщение # 2
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2069
    Награды: 11
    Репутация: off

    Дервиши – члены мусульманского религиозного братства, которые странствуют и просят подаяние. В арабских странах их называют факирами. Так определяет смысл слова «дервиш» Британская энциклопедия. Но в Турции мне довелось увидеть этих кудесников отнюдь не в рубище и не с протянутой рукой, а в роли то ли святых, то ли артистов, выступления которых приводят зрителей в восторг, граничащий с обожанием.

    Представьте себе крытый стадион, заполненные людьми трибуны, оркестр, хор у главного входа, а внизу, на арене, – старика-наставника, стоящего на куске красной овчины, и послушников в черных мантиях и фетровых шапках конической формы. Бьют литавры, затем смолкают, зал заполняют заунывные звуки нея (подобие флейты), к которым присоединяются другие инструменты. Ритм музыки становится все интенсивней, словно гипнотизируя трибуны и исполнителей.

    Дервиши сбрасывают черные одеяния, остаются в белых рубахах, со скрещенными у груди руками подходят к наставнику и преклоняют головы ему на плечо, целуют руку, затем выстраиваются в колонну, оборачиваясь и кланяясь друг другу. Прелюдия к ритуалу, родившемуся более семи столетий назад, закончена. По ведомой только посвященным команде наставника участники действа начинают кружиться. Их головы запрокинуты, руки распростерты в противоположные стороны, ладонь правой руки повернута вверх, левой – к полу.

    Вместе с примерно тремя десятками взрослых кружится мальчик. Кажется, не будет конца странному представлению, но минут через десять вихрь стихает. Дервиши становятся на колени. Потом снова погружаются в магический цикл вращений. И так по меньшей мере пять раз. Турки утверждают, что это вовсе не танец, а мистический церемониал; последователи учения средневекового мыслителя и поэта Руми, участвующие в нем, впадают в транс. Ладони повернуты вверх, чтобы получить божье благословение, а обращенные вниз должны передать его на Землю.

    Как бы то ни было, церемониал завершился вполне буднично. После молитвы дервиши организованно покинули зал.

    «Вы заметили, что мужчины, исполнявшие обряд, выглядят моложавыми, подтянутыми? – спросил меня знакомый турок, с которым рядом сидели на трибуне. – Это не значит, что все они молодого возраста. Тут сказывается подготовка, сложный процесс испытаний, которые нужно выдержать каждому, кто ищет спасения души и желает быть принятым в орден».

    Мне вспомнился музей Руми в Конье, городе, где проходило представление. Музей создан на том самом месте, где покоятся сам мудрец, умерший в 1279 году, его отец, сын и выдающиеся ученики. Руми требовал от своих последователей предельной самоотдачи; только выполняя все предписания, они могли ощутить вспышку религиозного просветления. И эти требования к членам братства во многом сохраняются по сей день.

    Посетителям музея показывают фигуру «абитуриента», стоящего на коленях, со взором, как бы погруженным в себя. Оказывается, желающие вступить в сообщество, должны простоять в такой позе трое суток. Претендентов много, поэтому тех, кто не сдаст этот «экзамен» или допустит другое нарушение режима, безжалостно отсеивают.

    Обряд кружения – один из самых тяжелых и в то же время самых изощренных способов приближения к Всевышнему, отмечается в книге о жизни и творчества Руми. Это акт любви и драма веры. Музыка, декламация его стихов, ритмическое вращение – все это призвано вызвать у приверженцев учения чувство подъема, экстаза, мистического полета.

    Орден, созданный Руми в городе Конья, иногда называют турецким аналогом христианских монастырей. Хотя вера у основателя движения иная – ислам, точнее его главная, или ортодоксальная, ветвь – суннизм. Впрочем, Руми никак нельзя отнести к числу богословов-догматиков. Они, например, считают музыку вредной для слушателя и религиозной деятельности. А мудрец из Коньи и его ученики, напротив, включили музыку в свои обряды как символ веры. По мнению Руми, музыкальное сопровождение ритуала – это мелодии, которые можно услышать у ворот рая.

    Орден оказывал мощное влияние на общество эпохи Оттоманской Порты. Султан – реформатор Селим III фактически был членом братства. Сулейман, пожалуй, самый выдающийся султан, построил для дервишей здание, где они отправляли свою службу. Оно и сегодня стоит по соседству с гробницей Руми. Ордена, исповедующие его идеи, действовали в Египте, Сирии, Алжире, а на территории, вошедшей в Российскую империю, – в крымском ханстве. Простолюдины, приписывающие аскетам силу исцелителей, приводили к ним больных родственников. Об этом периоде в истории Крыма напоминают экспонаты этнографического центра, посвященного дервишам, который открылся недавно в Евпатории.

    После того как халифат был упразднен, а Турция стала республикой, деятельность всех орденов была запрещена. «Монастыри» были преобразованы в музеи. «Турция не должна быть страной шейхов, дервишей, мюридов, страной религиозных сект», – говорил основатель республики Кемаль Ататюрк. Тем не менее секты продолжали существовать под видом братств, а после войны возродились. Ныне дома, где общаются между собой поклонники Руми, превратились в школы изящных искусств, музыки, танцев. Новый всплеск интереса к этому мистику и поэту ожидается в нынешнем году, когда будет отмечаться 800-я годовщина его рождения.

    Прикрепления: 2749089.jpg(46Kb) · 8132453.jpg(128Kb)


    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.

    Сообщение отредактировал Sandra - Суббота/ Cumartesi, 26.02.2011, 11:02
    Оффлайн/ Off- line

    Sandra

    Дата: Суббота/ Cumartesi, 26.02.2011, 11:00 | Сообщение # 3
    Группа: Супермодераторы
    Турковед
    Сообщений: 2069
    Награды: 11
    Репутация: off
    Танец дервишей



    너무 늦기 전에 오빠한테 고백할 게 있어요... 저 오빠 사랑해요.
    Оффлайн/ Off- line

    Lucky

    Дата: Понедельник/ Pazartesi, 28.05.2012, 21:47 | Сообщение # 4
    Группа: Проверенные
    Заядлый турист
    Сообщений: 77
    Награды: 0
    Репутация: off
    Завораживающее зрелище. Вот ещё несколько интересных фактов.
    Искусство этого танца требует особой физической и психологической подготовки. Настоящий танцор может достигнуть совершенства только после 20 лет непрерывных занятий, начиная с самого раннего детства. Тут ещё необходим хороший вестибулярный аппарат и выносливость. Кружиться по 15 минут через короткие остановки по 3-4 раза дано не каждому :) Во время танца дервишей зрители не имеют права двигаться, т.к. это может нанести им вред.

    В прошлом году в Индию приехал на гастроли стамбульский ансамбль с танцем дервишей. Так вот к третьему танцу в зале не осталось и четверти зрителей, хотя перед началом народу было битком. Может, им был непонятен язык танца? Индийцы ведь привыкли читать свои танцы. Наверно, надеялись увидеть что-то подобное.

    Цитата из книги Идрис Шаха "Суфии": ученик попросил разрешения участвовать в танце дервишей. Шейх сказал ему: "Не ешь ничего 3 дня. Затем пусть приготовят вкуснейшие блюда. Если ты предпочтёшь танец, можешь принять в нём участие."
    Оффлайн/ Off- line

    Saifi

    Дата: Суббота/ Cumartesi, 09.06.2012, 09:48 | Сообщение # 5
    Группа: Пользователи
    Новичок
    Сообщений: 1
    Награды: 0
    Репутация: off
    И еще про дервишей



    Сообщение отредактировал Saifi - Суббота/ Cumartesi, 09.06.2012, 09:49
    Оффлайн/ Off- line

    Ece

    Дата: Среда/ Çarşamba, 31.10.2012, 20:41 | Сообщение # 6
    Группа: Администраторы
    Лингвист
    Турковед
    Сообщений: 8441
    Награды: 90
    Репутация: off


    Прикрепления: 0114563.jpg(20Kb) · 9191860.jpg(55Kb) · 2450313.jpg(25Kb)


    Переводы как женщины: если верны, то некрасивы, а если красивы, то неверны.
    _____________________________
    Администратор в ЛС отвечает только на административные вопросы. По другим вопросам пишите на форум

    Оффлайн/ Off- line
    Форум » Все о Турции - Türkiye Hakkında Herşey » История Турции - Türk Tarihi » Танец дервишей (Сама - танец дервишей)
    Страница 1 из 11
    Поиск:
    ▲ Вверх